Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)




НазваниеРабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)
страница1/3
Дата публикации19.05.2013
Размер0,55 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
МОУ «Новосолдатская средняя школа»


Рабочая программа

по биологии 10-11 класс
(профильный уровень)
На 2011-2012 учебный год


Учитель Алпатова Н.В.

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе

Примерной программы по биологии для профильного изучения в средней (полной) школе.

(Авторы: И.Н. Пономарева, В.М. Константинов, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова)

Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена для углубленного изучения биологии.

Программа построена на принципиально важной содержательной основе — гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности биологического разнообразия жизни; понимании биологии как науки и как явления культуры. Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения.

Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для основной школы (6-9 классы), составленной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой. Поэтому программа для 10-11 классов представляет содержание курса «Общая биология» на более высоком теоретическом уровне, отвечает требованиям обязательного минимума и предназначена для использования в классах и школах естественнонаучного профиля обучения. Программа представляет принципиально обновленное содержание курса «Общая биология», построенное на основе современных достижений биологии, принципов интегративности, системности, воспитывающего и развивающего характера обучения в соответствии с образовательным стандартом по биологии и с учетом необходимости познания биологического разнообразия планеты как одного из условий устойчивого развития природы и общества.

Прогнозирование климата, получение лекарств, обеспечение пищей, создание высокопродуктивных сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, сохранение редких и исчезающих видов, рациональное использование биологических ресурсов нашей планеты — решение этих вопросов зависит от наших знаний о биологическом разнообразии. Данное обстоятельство было особо подчеркнуто на Международной конференции по линии ООН в Рио-де-Жанейро (1992), о чем свидетельствует принятая Конвенция о биологическом разнообразии. В ней, в частности, отмечается, что следует «использовать средства массовой информации и образовательные программы для того, чтобы помочь общественности понять важность биологического разнообразия и необходимость принятия мер по его сохранению».

Все это убеждает в актуальности идеи о необходимости представления биологического разнообразия как особого, системообразующего фактора в изложении учебного материала курса биологии полной средней школы.

Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.

Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ.

Учебный предмет рассчитан на 210 учебных часа (по 3 ч в неделю в 10 и 11 классах).

Основное содержание: 10 класс

^ Раздел I. Введение в курс биологии 10-11 классов.

  1. Биология как наука и ее прикладное значение. Введение:

Биология — наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной ее естественнонаучной картины мира.

Экскурсии в природу. 1. Многообразие видов. 2. Сезонные изменения в природе.

  1. Общие биологические явления и методы их исследования.

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов — биологические методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой» 1. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи. 2. Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды. 3. Рассматривание под микроскопом разнообразных инфузорий и их движения.
Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями растений и животных»

1. Методика работы с определителями растений и животных. 2. Морфологическое описание одного вида растений.
Раздел II. Биосферный уровень организации жизни. Особенности биосферного уровня живой материи.

  1. ^ Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере.

  2. ^ Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы

( Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).

.Происхождения жизни (А.И. Опарин И Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

  1. ^ Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенное ти распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.

  2. ^ Условия жизни в биосфере. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы: Комплексное действие факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере» 1. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов. 2. Определение загрязнения воды в водоеме. 3. Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов. Экскурсии в природу. 1, Живой мир вокруг нас. 2. Приемы описания живого покрова на территории около школы.
Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни.

  1. ^ Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит- хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе.

Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. ,

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.

  1. ^ Многообразие биогеоценозов и их значение. Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. ,Искусственные биогеоценозы — агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.

Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».

Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем» 1. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. 2. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния территории (парка, газона), прилегающей к школе» 1. Описание природного сообщества. 2. Решение экологических задач на материалах своего региона.

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации жизни (38 ч)

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

  1. ^ Вид и видообразование. Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.

Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятнее микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор - главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил ' эволюции. Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.

  1. ^ Происхождение и этапы эволюции человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники

, человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.

  1. ^ Учение об эволюции и его значение. Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и

эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной ее естественно -научной картины мира.

Синтетическая теория эволюции. Основные закономерное ти эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация,

дегенерация (А.Н Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов - основа устойчивости биосферы.

^ 12. Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида» 1. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных. 2. Выявление морфологических признаков при описании разных видов рода традесканция (или рода бегония, пеларгония).

Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора» 1. Изучение результатов искусственного отбора — разнообразия сортов растений и пород животных. 2. Выявление особенностей сорта у растений на примере сенполии (узамбарской фиалки) и плодов яблони разных сортов.

Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у организмов»

1. Выявление ароморфозов на примере комнатных рас тений: цветкового и папоротникообразного (бегония и нефролепис или др.). 2. Выявление идиоадаптации у насекомых (коллекция) или растений (виды традесканции, бегонии или др.).

Экскурсии в природу. 1. Выявление способов размножения растений в природе. 2. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (селекционная станция или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

Основное содержание: 11 класс

11 класс

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа педагога деминой Нины Алексеевны, учителя высшей...
Программа Захарова В. Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень)
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии...
Профильный уровень на основе программы авторов: И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по общей биологии для 10-11 классов (профильный...
Учебник «Общая биология», В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин ( по программе Сонина В. И.), М., «Дрофа», 1999 г
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа учебного курса история в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 11 класса разработана на основе программы среднего (полного) общего образования,...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочей программы курса физики 10 класса профильный уровень, (5 часов в неделю, всего 170 часов)
Данная рабочая программа по физике для 10-го класса (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по биологии для 10-11 класса (профильный уровень)
...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по обществознанию профильный уровень
Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2006 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по биологии (5 класс) I. Пояснительная записка...
«Биология. 5 класс» составлена на основе «Примерной программы по биологии для основной школы» и авторской программы В. В. Пасечника...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс
Данная рабочая программа полностью отражает профильный уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница