Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож)




Скачать 42,11 Kb.
НазваниеТема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож)
Дата публикации08.12.2013
Размер42,11 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Биология > Документы
Занятие №1

Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (УОЖ).

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Определение понятий «биология», «общая биология». Система биологических дисциплин.

2. Методы изучения биологии.

3. Значение биологии.

4. Уровни организации живой материи.

Биология – наука о жизни, её формах и закономерностях, управляющих живой природой. Биология зародилась в античное время (Гиппократ, Аристотель, Гален), но получила своё наименование в 1802г., когда термин был предложен Ж.Б.Ламарком и Г.Р.Тревиранусом.

Понятие «биология» от греческих слов «био» жизнь, «логос» - знание, учение, наука – абстрактное, т.к. возникают вопросы: «Что такое жизнь?», «Чем живая природа отличается от неживой?». Поэтому биология – комплекс наук, изучающих живое.

В органическом мире существует 5 царств: Бактерии (дробянки), Растения, Животные, Грибы, Вирусы.

Ф^ ОРМЫ ЖИЗНИ
Клеточная форма Неклеточная форма

Доядерные клетки Ядерные клетки Клеточные паразиты

(прокариоты) (эукариоты) Вирусы, бактериофаги

Нет ядра, имеют имеют обособленное

Ядро, клетка устроена

сложно. Грибы, растения

животные

Эти живые организмы изучаются соответственно науками: бактериология или микробиология, ботаника, зоология, микология, вирусология. Зоология подразделена на науки, которые конкретно изучают отдельные группы животных. Например, насекомых – энтомология, зверей – териология и т.д. Каждая группа животных изучается по плану: анатомия, морфология, гистология, зоогеография, этология и т.д.

Система биологических дисциплин

по систематическим по структуре и свойствам по приложению

объектам - анатомия биознаний в прак-

- микробиология - физиология тическую жизнь

- ботаника - морфология и др. - агробиология

- зоология - Б. охраны приро-

- микология ды

- вирусология - Б. инженерная

Ботаника

- альгология (наука о водорослях)

- лихнеология (наука о лишайниках)

- бриология (наука о мхах)

2.Таким образом, задача биологии вообще – выяснить и объяснить общие явления и процессы для всей живой материи. Чтобы решить эти задачи применяются различные методы.
Методы исследования в биологии

наблюдение

описание

систематизация

сравнение

эксперимент

аналитический метод

исторический метод

моделирование

3.Биологические знания необходимы для дальнейшего существования человечества, т.к. эти знания используют:

А) в сельском хозяйстве, фармакологии, пищевой промышленности, при производстве товаров народного потребления, в криминалистике;

Б) биология – теоретическая основа медицины, психологии, социологии;

Важнейшая задача биологии перед человечеством – охрана природы и приумножение её богатств. Это отражено в статьях 42, 58 Конституции России.

^ Ст. 42 Конституции России.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

^ Ст. 58 Конституции России.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

4.В настоящее время выделяют несколько уровней организации живой материи.

1.Молекулярно-генный (суборганизменный) — особая форма организации живого, присущая всем без исключения организмам, представляющая собой совокупность различных органических и неорганических веществ, связанных между собой определённой структурой и системой биохимических процессов, позволяющих сохранять данную совокупность соединений как целостную систему, способную к росту, развитию, самосохранению и размножению в течение всего времени существования этого организма, т.е. до смерти. Гены представляют элементарные единицы, способные к редупликации, структурным изменениям и способные передавать информацию внутриклеточным управляющим системам.

2.Клеточный — всё живое (кроме неклеточных форм жизни) образовано клетками, которые имеют строго определённое строение, присуще как организмам из царства растений, так и организмам из царств животных и грибов.

3.Тканевый — характерен для сложных многоклеточных организмов, у которых произошла специализация клеток по выполняемым функциям, что привело к образованию тканей — совокупности клеток, имеющих одинаковое происхождение, близкое строение и выполняющих одинаковую или близкие по характеру функции. У животных различают покровные, нервные, мышечные и соединительные ткани. У растений выделяют покровные, основные, механические, проводящие ткани и меристемы (ткани роста).

4.Органный — у высокоорганизованных организмов ткани образуют органы, а органы объединяются в системы органов (например, желудок входит в состав пищеварительной системы).

5.Организменный — системы органов объединены в единое целое — организм, при функционировании которого реализуется жизнедеятельность конкретного живого существа.

6.Популяционно-видовой — особи одного вида образуют особые группировки, живущие на данной конкретной территории, занимающие определённую экологическую нишу, которые называют популяциями, а популяции одинаковых организмов образуют подвиды и виды.

7.Биогеноценотический — совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания, объединённых обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.

8.Биосферный - на этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

Таким образом, все живые системы обладают высокой степенью организации. Все организмы обладают

Похожие:

Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconЛучшие международные и Российские образовательные ресурсы и методика...
Цор n33. Новый цифровой образовательный ресурс под Linux. Биология Часть I глава Жизнь,ее св-ва,уровни организации,происхождение...
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) icon Лучшие международные и Российские образовательные ресурсы и методика...
Цор n33. Новый цифровой образовательный ресурс под Linux. Биология Часть I глава Жизнь,ее св-ва,уровни организации, происхождение...
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconТематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение...
Показать связь биологических дисциплин с другими науками; роль биологии в формировании научных представлений о мире. Сформировать...
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconУрок лекция: Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии....
Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и её место в системе биологических знаний
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconНным билетам по биологии
Биология как наука. Предмет, задачи, методы, разделы биологии. Значение биологии
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconПрограмма по биологии (1 семестр 1-го курса)
Многообразие жизни. Основные признаки живой материи. Типы живых организмов по источнику углерода и энергии. Уровни организации живой...
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconТема введение в социологию
Внутридисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии. Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета...
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconТема введение в юридическую психологию
Предмет юридической психологии, ее структура. Задачи, решаемые юридической психологией
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconТематическое планирование для 10 класс
Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками
Тема: Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни (уож) iconТема предмет, метод, задачи и современная организация статистики в россии
Виды учета и \\\ взаимосвязь. Отличительные черты статистики. Статистика и теория статистики. Задачи, предмет и содержание теории...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница