Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины




Скачать 183.86 Kb.
НазваниеУрока биологии в 9 классе. Тема: Витамины
Дата публикации27.11.2013
Размер183.86 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок

МОУ «Общеобразовательная Хетовская средняя школа».

Учитель биологии Медникова Евгения Николаевна.


МОУ «Общеобразовательная Хетовская средняя школа».

Конспект урока биологии в 9 классе.
Тема: Витамины.




Учитель:

Медникова Евгения

Николаевна

II квалификационная

категория.





Данный урок был проведен в 9 классе в рамках профилактических мероприятий по предупреждению весенних авитаминозов.

Первоначально разработка урока была сделана на 8 класс, где тема «Витамины» входит в состав блока «Обмен веществ и энергии».

К уроку сделана презентация «Витамины» в количестве 47 слайдов.
Цель:

- освоение знаний о витаминах и их роли в обмене веществ; формирование представлений об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; изучение истории витаминов;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в организме человека; умениями проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за жизнедеятельностью своего организма; в процессе работы с источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью людей в целом;

  • использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений для сохранения собственного здоровья и здоровья людей, проживающих на Севере.


Задачи:

ввести понятие о витаминах и их роли в обмене веществ;

сформировать представление об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах;

познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах;

изучить историю витаминов;

приобрести знания о витаминах за страницами учебника биологии;

рассмотреть роль витаминов;

поговорить о весеннем авитаминозе;

приобрести новые знания, вспомнить то, что уже изучали на уроках биологии в 8 классе.
Оборудование:

^ Таблица «Витамины», компьютерная презентация.
Слайд 1:

Тема урока: Витамины.

Слайд 2:


В составе пищи, которую мы едим, содержатся различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью.

К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов.

Витамины входят в состав более 100 ферментов, запускающих огромное число реакций, способствуют поддержанию защитных
сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке.

Витамины играют важнейшую роль в поддержании
иммунитета, т.е. они делают наш организм более устойчивым к болезням.

Слайд 3:

Постановка цели урока перед учащимися:

Изучить историю витаминов.

Приобрести знания о витаминах за страницами учебника биологии.

Рассмотреть роль витаминов.

Поговорить о весеннем авитаминозе.

Приобрести новые знания, вспомнить то, что уже изучали на уроках биологии в 8 классе.

Слайд 4:

Витамины. История букв с цифрами.

Тот, кто сталкивался с импортной косметикой или ее рекламой, обращал внимание на некий загадочный компонент — «провитамин В5».

Слайд 5:

Как удалось выяснить, под именем «провитамин В5» скрывается пантенол — вещество, родственное пантотеновой кислоте. Новая загадка: в учебниках и в Большой советской энциклопедии пантотеновую кислоту именуют «витамин В3». Что касается витамина В5, то так иногда называли никотиновую кислоту, но у нее есть более распространенное название — «витамин РР» (от «противопеллагрический»).

Слайд 6:

Так получилось, что терминология витаминов довольно запутанна. Многие, наверное, задумывались: почему есть витамины В6 и В12, но ничего не слышно про витамины В4, В7, В8, В10 и В11? Почему есть витамины К и Р, но не известен, скажем, витамин L или M.

Слайд 7:

Самый простой ответ — так сложилось исторически. Но можно попробовать разобраться, почему же сложилось именно так.

Слайд 8:

Что мы и сделаем сейчас.

Слайд 9:Открытие витаминов.

Впервые вывод о существовании неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни, сделал Николай Лунин в 1880 г. В своей диссертационной (по современным меркам — дипломной) работе, выполненной в Дерптском (ныне Тартуском) университете, он обнаружил, что мыши не могут выжить, питаясь искусственной смесью из белка, жира, сахара и минеральных солей.

Вывод Лунина не получил признания, даже его руководитель Г. Бунге отнесся к этой идее скептически. И его можно понять. Еще в XIV в. английский философ Уильям Оккам провозгласил: «Сущности не следует умножать без необходимости». И этот принцип, известный как «бритва Оккама», ученые взяли на вооружение.

Вот и в случае с открытием Лунина научный мир не спешил признавать существование каких-то неизвестных веществ. Ученые вначале хотели убедиться в том, что смерть мышей не обусловлена нехваткой веществ уже известных. Предположений было много: нарушение «нормального соединения органических и неорганических частей», неравноценность молочного и тростникового сахара, недостаток органических соединений фосфора и т.п.

И все-таки Лунин оказался прав! Его работа не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшие исследования в этом направлении. Но уровень экспериментального мастерства Лунина долгое время не был превзойден. Его последователи часто получали ошибочные результаты вследствие либо недостаточной очистки веществ, либо копрофагии (поедание собственного кала), либо недостаточной продолжительности опытов.

Каждая мелочь имела значение. Например» Лунин брал не молочный, а тростниковый сахар. Критики обращали на это внимание: искусственная смесь Лунина не совсем адекватна молоку. Но те, кто использовал молочный сахар, не учитывали, что он недостаточно очищен: впоследствии выяснилось, что в нем содержатся в виде примеси витамины группы В.

Потребовалось тридцать лет для того, чтобы убедиться, что неудачи в кормлении животных искусственными смесями не связаны с отсутствием в пище ни нуклеиновых кислот, ни фосфолипидов, ни холестерина, ни незаменимых аминокислот, ни органических комплексов железа. И вывод о том, что в продуктах питания содержатся в очень малых количествах вещества, абсолютно необходимые для жизни, становился все более очевидным.

В то время медики пытались понять причины таких распространенных заболеваний, как цинга, бери-бери и пеллагра. Неоднократно высказывались предположения, что эти болезни связаны с неполноценным питанием, но доказать эту точку зрения было невозможно без экспериментальной проверки на животных.

В 1889 г. голландский врач X. Эйкман обнаружил у кур заболевание, сходное с бери-бери. Болезнь возникала при питании полированным рисом. Через несколько лет норвежские ученые сумели вызвать у морских свинок экспериментальную цингу и показать, что она также связана с недостатком питания.

К 1910 г. был накоплен достаточный материал для открытия витаминов. И в 1911—1913 гг. произошел прорыв в этом направлении. За очень короткое время появилось большое число работ, заложивших основы учения о витаминах.

В 1910 г. директор Листеровского института в Лондоне Ч. Дж. Мартин поручил молодому поляку К. Функу заняться выделением вещества, которое предотвращает бери-бери. Мартин полагал, что это — какая-то незаменимая аминокислота. Но Функ, проанализировав литературу и проделав ряд предварительных опытов, пришел к выводу, что активным веществом является простое азотсодержащее органическое основание (амин), и применил методы исследования, разработанные для таких соединений.

В 1911 г. Функ сделал первое сообщение о выделении кристаллического активного вещества из рисовых отрубей. Затем он получил аналогичный препарат также из дрожжей и некоторых других источников. Год спустя подобный препарат получили и японские ученые. Как выяснилось впоследствии, эти препараты не были индивидуальным химическим веществом, но проявляли активность на голубях в дозах 4—5 мг.

Функ назвал открытое им вещество «витамин» (vitamine): от латинского «vita» — жизнь и «amine»класс химических соединений, к которому принадлежит это вещество. Большая заслуга Функа состоит также в том, что он обобщил данные по таким болезням, как бери-бери, цинга, пеллагра и рахит, и заявил, что каждая из этих болезней вызывается отсутствием специфического вещества. Он считал, что эти вещества составляют особую химическую группу азотистых соединений, поэтому дал им всем обобщающее название «витамины». Статья Функа под названием «Этиология болезней недостаточности» hе еtiоlоgу оf the dеfiсienсу diseases) вышла в июне 1912 г. Два года спустя Функ издал монографию под названием «Витамины».

Почти одновременно с вышеупомянутой статьей Функа, в июле 1912 г., была опубликована большая работа известного английского биохимика Ф. Г. Хопкинса. В тщательно проведенном эксперименте на крысах он доказал, что для роста животных необходимы вещества, присутствующие в молоке в небольших количествах, при этом их действие не связано с улучшением усвояемости основных компонентов пищи, т.е. они имеют самостоятельное значение. Функ знал о работе Хопкинса еще до выхода этой статьи, в своей статье он предполагал, что открытые Хопкинсом факторы роста также являются витаминами.

Дальнейшие успехи в развитии учения о витаминах связаны в первую очередь с работами двух групп американских ученых: Т. Б. Осборна — Л. В. Менделя и Э. В. Мак-Коллума — М. Дэвис. В 1913 г. обе группы пришли к выводу, что в некоторых жирах (молочном, рыбьем, жире яичного желтка) содержится фактор, необходимый для роста. Два года спустя, под влиянием работ Функа и Хопкинса и избавившись от экспериментальных ошибок, они убедились в существовании еще одного фактора — водорастворимого. Жирорастворимый фактор не содержал азот, поэтому Мак-Коллум не стал использовать термин «витамин». Он предложил называть активные вещества «жирорастворимый фактор А» и «водорастворимый фактор В».

Вскоре выяснилось, что «фактор В» и препарат, полученный Функом, взаимозаменяемы, а «фактор А» предотвращает ксерофтальмию и рахит. Родство витаминов и факторов роста стало очевидным. Был получен еще один фактор — противоцинготный. Возникла необходимость упорядочить номенклатуру.

В 1920 г. Дж. Дреммонд скомбинировал термины Функа и Мак-Коллума. Для того чтобы не привязывать витамины к определенной химической группе, он предложил опустить концевое «е», и с тех пор этот термин на языках, использующих латинский алфавит, пишется Vitатin. Дреммонд также решил сохранить буквенное обозначение Мак-Коллума: в результате появились названия «витамин А» и «витамин В». Противоцинготный фактор получил имя «витамин С».

Слайд 10:

Спор о приоритете.

Споры о приоритете возникли давно и, пожалуй, не затихли до сих пор. Кого же считать первооткрывателем витаминов? Наверное, так ставить вопрос нельзя. Многие ученые внесли свой вклад в это открытие. И все же наиболее весомым, видимо, можно считать вклад Н. И. Лунина, X. Эйкмана, К. Функа и Ф. Г. Хопкинса.

В 1921 г. Хопкинс был удостоен медали Чендлера. В своей речи при вручении медали он признал себя пионером в открытии витаминов. И хотя Функ попытался оспорить приоритет Хопкинса, Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие витаминов в 1929 г. были удостоены только Хопкинс и Эйкман. Впрочем, в своей Нобелевской лекции Хопкинс призвал, что первые экспериментальные доказательства существования витаминов были получены Луниным.

А что же Лунин? Ему не пришлось продолжить исследовательскую работу. Он стал врачом - педиатром и в этом качестве приобрел известность и авторитет. Журнал «Педиатрия» в 1929 г. посвятил 50-летнему юбилею врачебной, общественной, научной и преподавательской деятельности Н. И. Лунина отдельный номер, целиком составленный из статей его учеников.

Примечательно, что в среде педиатров было хорошо известно, какое выдающееся открытие сделал их коллега в начале своего творческого пути. Но советские витаминологи личностью Лунина не интересовались: организаторы 1-й Всесоюзной конференции по витаминам, проходившей в Ленинграде в 1934 г., не знали, что Лунин в то время жил и работал в том же городе, и не пригласили его принять участие в работе конференции.

В чем тут дело? В отсутствии интереса ко всему, что было до революции? Или в том, что Лунина не считали соотечественником? Среди витаминологов господствовало убеждение, что Лунин выполнил свою работу в Базеле, где впоследствии преподавал его руководитель Г. Бунге. Впрочем, Тарту в 20—30-е гг. тоже был «заграницей».

Зато в 40-е гг. все перевернулось. Утверждение приоритета российских ученых во всех областях науки стало государственной политикой. И тут сразу выяснилось, что Лунин сделал свое открытие не в заграничном Базеле, а в «отечественном» Тарту и вообще что его открытие замалчивалось. Появился десяток статей в защиту приоритета российской витаминологии. Некоторые авторы договаривались до того, что Функ и Хопкинс вообще не внесли ничего нового по сравнению с Луниным. Разумеется, все это издержки того времени. Все же, не умаляя роли других исследователей, важно отметить, что Лунин действительно внес выдающийся вклад в открытие витаминов.

Слайд 11:

Витаминов оказалось много.

Но вернемся к истории исследования витаминов. В 20-е гг. с разработкой способов получения экспериментальных авитаминозов и совершенствованием методов очистки витаминов постепенно становилось ясно, что витаминов не два и не три, а гораздо больше.

Вначале выяснили, что «витамин А» на самом деле является смесью двух соединений, одно из которых предотвращает ксерофтальмию, а другое — рахит. За первым сохранилась буква А, а второе назвали «витамин В». Затем был открыт витамин Е, предотвращавший бесплодие у крыс, растущих на искусственной диете. Тогда же стало ясно, что и «витамин В» состоит как минимум из двух витаминов. Вот тут и начинается первая путаница: одни исследователи обозначили новый витамин, предотвращавший пеллагру у крыс и стимулировавший рост животных, буквой G, другие предпочли называть этот фактор «витамином В2», а фактор, предотвращавший бери-бери, — «витамином В1».

Термины «В1» и «В2» прижились. Но спустя несколько лет выяснилось, что и «витамин В2» — не индивидуальное вещество. Фактор роста сохранил название «В2», а фактор, предотвращающий пеллагру крыс, стал «витамином В6». Почему же использовали индекс 6? Разумеется, потому, что за это время появились «В3», «В4» и «В5». Куда же они потом делись?

Слайд 12:

Название «витамин В3» получило в 1928 г. новое вещество, найденное в дрожжах и предотвращавшее дерматит у цыплят. Об этом веществе долгое время не было известно почти ничего, а десять лет спустя выяснилось, что оно идентично пантотеновой кислоте, которая изучалась как фактор роста дрожжей. В результате для этого витамина осталось название «пантотеновая кислота».

В 1929 г. в дрожжах был обнаружен фактор, который по
спешили назвать «витамин В4». Вскоре выяснилось, что этот
фактор — не витамин, а смесь трех аминокислот (аргинина , глицина и цистина).

В 1930г. появился термин «витамин В5»: такое название
было предложено для фактора, который впоследствии смесью двух витаминов. Один из них — никотиновая кислота, которую изредка продолжают называть «витамин В5», другой - витамин В6.

И в последующие годы продолжался тот же процесс: время
от времени появлялись сообщения об открытиях новых факторов, и к букве «В» добавляли новый индекс. Но повезло только
индексу 12. Соединения с другими индексами либо оказались не витаминами или уже известными витаминами, либо их действие не получило подтверждения, либо название не получило широкого распространения.

Слай 13:

А вскоре буквенная классификация витаминов утратила свое значение. В 30-е гг. за витамины по-настоящему взялись химики. И если в 1930 г. о химической природе витаминов практически ничего не было известно, то к 1940 г. этот вопрос был в основном решен.

Химики дали всем витаминам тривиальные химические названия. И эти названия стали постепенно вытеснять «буквы с цифрами»: аскорбиновая кислота, токоферол, рибофлавин, никотиновая кислота и др. — эти термины стали общеупотребительными. Впрочем, многие биологи и медики сохранили верность «буквам».

В 1976 г. Международный союз нутриционистов (от англ. nutrition — питание) рекомендовал сохранять буквенные обозначения в группе В только для витаминов В6 и В12 (по-видимому, из-за того, что эти витамины имеют несколько форм). Для остальных рекомендованы тривиальные названия веществ – тиамин, рибофлавин, пантотеновая кислота, биотин – или обобщающие термины – ниацин, фолацин.



Слайд 14:

Что такое пантенол?

Производное пантотеновой кислоты.

Обладает важным свойством – хорошо всасывается при нанесении на кожу. Именно поэтому так широко применяется в дерматологии и косметологии.

Почему В5?

Французские медики употребляли его в своих статьях. Франция – законодатель мод, в том числе и в области косметики.

Слайд 15:

А теперь повторим то, что знаем!

Слайд 16-45:

За неделю до урока учащимся было дано задание:

Приготовить сообщения по витаминам:

В1, В2, В3, В5, В6, В12, С, А, Д, Е.

(10 витаминов – 10 учащихся).

По ходу рассказа учащихся и просмотра слайдов презентации необходимо заполнить в тетради таблицу:


Название витамина.

Источники витамина.

Симптомы гиповитаминоза.











^ Сохранение витаминов в пище.

Рассказ учителя с элементами беседы:

Содержание витаминов в пищевых продуктах не всегда обеспечивает потребности организма. Эти колебания связаны с сезонными изменениями состава пищевых продуктов, с длительностью хранения овощей и фруктов. Например, витамин А теряется при длительном хранении и сушке овощей. В связи с этим количество витаминов в пище может значительно снижаться, и возникает опасность развития авитаминозов.

Большую роль в сохранении витаминов играет и правильное приготовление пищи. При действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 60 % витаминов группы В, при варке овощей - до 10 % витаминов группы В и 30-50 % витамина С. Кроме того, витамин С разрушается при соприкосновении с воздухом. Овощи следует очищать и нарезать только перед самой варкой, опускать в кипящую воду и недолго варить в кастрюле с закрытой крышкой. Овощи лучше варить в эмалированной посуде, так как соприкосновению с металлом ведет к разрушению витамина С. Овощные блюда нужно употреблять сразу после их приготовления.
Слайд 46:

Выводы:

Витамины – необходимые вещества в нашем рационе.

В весенний период организм особенно нуждается в витаминах.

В пище их за зиму сохранилось немного, поэтому следует принимать их дополнительно.

Но не стоит злоупотреблять!
Закрепление:

Фронтальная письменная работа.

Задание: прочитайте текст и определите, о каком витамине идет речь:

1 .При длительном отсутствии в пище витамина ___ развивается цинга.

  1. Витамин ___ антирахитический, участвует в обмене кальция и фосфора.

  2. Витамины группы ___ в значительных количествах содержатся в оболочке семян ржи, риса, бобовых.

  1. Ранним проявлением недостатка витамина ___ в организме является «куриная слепота».

5. В значительных количествах витамин ___ содержится в плодах шиповника, черной смородине, капусте, помидорах, моркови, картофеле.

  1. Витамин ___ входит в состав зрительного пигмента.

  1. При отсутствии в пище витамина ___ развиваются поражения нервной системы - расстройство двигательной активности,
    параличи, способные привести к смерти.

  1. Витамин ___ образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.

9. Витамин ___ регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани.

10. По химическому строению витамин ___ близок к веществу каротину, содержащемуся в моркови, шпинате, помидорах, абрикосах.
Ответы:

  1. С

  2. Д

  3. В

  4. А

  5. С

  6. А

  7. В1

  8. Д

  9. В12

  10. А


Домашнее задание:

Записи в тетради.



Похожие:

Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрок биологии в 9 классе Тема урока Генетическое определение пола....
Закрепить и привести в систему знания и умения по теме: “Генетическое определение пола”
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрок Биологии в 7 классе Тема урока
Цель урока: Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием современных птиц
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрок по биологии в 7 классе. Тема урока
Цель урока: Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием современных птиц
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты
Тема урока: Белки и нуклеиновые кислоты. Лабораторная работа по теме «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся...
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрок биологии в 6 классе Тема урока : Обобщение знаний по теме «Лес как растительное сообщество»
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о растительном сообществе леса, взаимосвязи растений с условиями внешней среды
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрока по биологии в 6 классе Тема урока «Царство растений»
Цель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения...
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconКонспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых»
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание особенностей внешнего строения насекомых, осмысливание связей и отношений с другими...
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрок биологии в 8 классе Тема: Мышцы, их строение и функции
Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconУрок по биологии в 7 классе Тема урока
Образовательные – рассмотреть классификацию пресмыкающихся; изучить основные признаки отрядов и их представителей; повторить особенности...
Урока биологии в 9 классе. Тема: Витамины iconКонспект урока биологии в 6 классе
Щербакова Антонина Владимировна, учитель биологии, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница