Программа «Здоровье»




Скачать 199,18 Kb.
НазваниеПрограмма «Здоровье»
Дата публикации14.11.2013
Размер199,18 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Биология > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ершовка

Вятскополянского района Кировской области

Принято. Утверждаю.

педсовет № ___ Директор школы: _______Бареева А.Г.

от _______ 2011 г. Приказ № ___ от ________ 2011 г.

Программа «Здоровье»

общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ершовка

Вятскополянского района Кировской области

2011, с. Ершовка

Аналитическое обоснование программы
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. 2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий. 3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

Нормативно-правовая база программы основывается на:

1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка; 2.Конституцию Российской Федерации; 3. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации; 5. Закон РМ «Об образовании»

Цели программы «Здоровье».

1. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника. 2. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. 3. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы. 4. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. 2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий. 3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»  

1.     Школа ставит перед собой следующие задачи: - поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно- воспитательной работы; - валеологический анализ уроков; - разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей; -содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе; - вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья; -оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка; - пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.

2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями: - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования; - практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы). 3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

3.1. Диагностическая деятельность. Школа решает следующие конкретные диагностические задачи: - диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения; - диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка; - диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации; - контроль за сбалансированностью питания; - мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия: - прием детей в первые классы, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья; - разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

  1. 3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи: - консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер; - индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни; - повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний; - на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

В соответствии с этим в школе вводится следующая модель школы здоровья:

^ 1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.

^ 2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.

^ 3. Работа ФАП Ершовского поселения ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства. Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.

^ 5. Консультирование, психологическая и социальная служба включают в работу базирующиеся в школе структуры социального обеспечения.

6. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.

^ 7. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников. 

Реализация программы «Здоровье»

Создание оптимальных санитарно-гигиенических

и технически-безопасных условий.


Мероприятия

Срок

Ответственный

Соблюдение в школе санитарного режима, обеспечение моющими и дезинфицирующими средствами работников школы для уборки школьной столовой и школьного здания.

Постоянно

Директор

Организация работы бракеражной комиссии для контроля за качеством блюд, приготовленных в школе.

Постоянно

Зам. директора по воспитательной работе.

Организация горячего одноразового питания школьников 1-11 классов.

В течение года

Директор


Медосмотр всех школьников.

Октябрь


Фельдшер

Регулярная проверка питьевой воды в СЭС.

В течение года

Директор


Ежегодный медосмотр учителей и работников школы.

Август

Директор


Учет необходимых требований при составлении расписания: после обеда не ставить физкультуру.

В течение года

Завуч

Замер сопротивления изоляции (в школе1 раз в 5 лет, в столовой и мастерской – ежегодно).

Лето

Директор

Организация горячего питания для учеников группы продленного дня.


В течение года


Директор



Меры, предупреждающие распространение инфекционных заболеваний среди учащихся.

В течение года

Педагогический коллектив



Условия для здоровья на уроке.
а) санитарно-гигиенические условия и условия, учитывающие физиология человека.

    1. Формирование правильной осанки.

    2. Правильное размещение учащихся

    3. Физкультминутки.

    4. Посадка с учетом высоты мебели.

б) морально-психологические.

        1. Установка на деятельность и конкретную цель.

        2. Установка на успех.

    1. Благожелательность, раскованность (отсутствие психологических «зажимов»).

    2. Мониторинг тревожности.

    3. Мониторинг адаптации учащихся 5 класса, при переходе к обучению в среднем звене.

  1. Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям:

    1. Оптимистичность.

    2. Жизнерадостность.

    3. Здоровая состязательность.

    4. Дух сотрудничества.

    5. Взаимопомощь.

    6. Доброжелательность.



^

Организационные мероприятия





Мероприятия

Срок

Ответственный

1.Обеспечить профессиональную подготовку работников пищеблоков образовательных учреждений.

Март


Директор школы

2. привлечь родительские комитеты для контроля за качеством питания в школьных столовых.
^

1 раз в триместр


Зам. директора по ВР

3. Проведение всеми учителями на уроках упражнений для снятия утомления глаз, мышц спины, тела, дыхательную гимнастику.
^

В течение года


Педагогический коллектив

4. Работа лагеря отдыха в летнее и зимнее время на базе школы.

Летние и зимние каникулы

Директор школы зам. директора по воспитательной работе

5. Выращивание на пришкольном участке экологически чистых овощей для школьной столовой
^

В течение года


Педагогический коллектив

6. С-витаминизация готовых блюд, использование йодированной соли для приготовления блюд.

В течение года
^

Директор, зав. столовой



Профилактика заболеваний через здоровое питание.

  Улучшение питания учащихся муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы д. Ершовка Вятскополянского района Кировской области» организация питания основана:

  • Постановления Главного государственного санитарного врача по Кировской области от 03.11.2006 г. № 08 «Об организации питания детей в общеобра-зовательных учреждениях»,

  • Письма управления Юго-Восточного образовательного округа от 14.12.2006 № 01 – 21 / 215 «О принятии мер по улучшению организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»,


  • Закона «Об образовании РФ»,

  • Приказа № 71 от 15.12.2006 г. отдела образования администрации Вятскополянского района «О принятии мер по улучшению организации питания детей в ОУ»

  • Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПин для дошкольных и общеобразовательных учреждений

  • Методических и организационных рекомендаций журналов «Классный руководитель», «Завуч», «Народное образование» Деятельность по улучшению питания школьников должна предполагать два аспекта: питание ребенка в школе и контроль за полноценностью питания в семьях учеников. Для решения данной проблемы необходимо:

1. Не нарушая финансовой сметы, оптимизировать рацион питания исходя из возможностей школы (овощи с пришкольного участка). 2. Добиваться витаминизации рациона питания в период с марта по май (соки, фрукты). 3. Выдерживать режим питания школьников, учитывая их возрастные особенности. 4. Бракеражной комиссии, ответственной за питание, компетентной общественности контролировать процесс приготовления пищи. 5.Бракеражной комиссии ответственной за питание, компетентной общественности контролировать процесс приготовления пищи. 6. Минимальными ресурсами при идеальной чистоте выдерживать эстетику столовой. 6. Учителям, находить возможность в доступной, деликатной форме информировать детей о питании в домашних условиях.

  Собрания и совещания.

    1. Беседы сельского фельдшера на родительском собрании и с детьми по темам:

      • «Итоги медосмотра и необходимые меры по дальнейшему обследованию и лечению детей на основании рекомендаций врачей-специалистов».

      • «Профилактика желучно-кишечных заболеваний».

      • «Рациональное питание – залог здоровья детей»

    2. Беседы районных врачей (нарколога, детского гинеколога, психиатра, педиатра) с учащимися и с родителями по темам:

      • «Пагубные привычки».

      • «Профилактика ранних хронических заболеваний».

      • «Психологические особенности школьников разного возраста».

    3. Вопросы, которые рассматриваются на совещаниях и семинарах.

      • «Анализ состояния здоровья школьников и определение группы здоровья».

      • «Антропометрические данные учащихся по итогам медосмотра, их анализ».

      • «Составление паспортов здоровья».

      • «Работа по здоровьесбережению: здоровьесберегающие технологии; требования к уроку; взаимоотношения учителя и учащихся (стиль, общение, характер, контроль знаний, оценивание, соответствие используемых методик возрастным особенностям школьника, комфортность); методы самооздоровления; открытие внутренних резервов человека»


^ Образование и воспитание в области здоровья.

Цель: организация деятельности всех служб по обучению здоровью в школе.

Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и как индикатор правильности выбора пути.

Исходя из этого, необходимо проводить следующие занятия, используя уроки природоведения, трудового обучения, физкультуры, русского языка, биологии, математики, ИЗО, классных часах.

 



^ Разделы Программы «Здоровье» (содержание)

Класс

Где изучаются

1

Самопознание: 1) знание своего тела, самопознание через ощущение, чувства, образ.

2) функции основных систем организма; физиологические и психические процессы в различного периода взросления.

3) представление о здоровом и больном теле в разных культурах; обменные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы тела и/или инвалидности; самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения.

1-4

Природоведение

 

Биология,

физкультура,

классные часы

История, обществознание, биология, физкультура, классные часы

П

Я и другие.

1) правила межличностного общения; дружба; поведение на улице и в общественных местах; правила поведения с незнакомыми людьми; правила семейного общения; правила ребенка в семье.

2) базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения. Способы реагирования на критику. Способы разрешения конфликтов с родителями, друзьями, учителями. Отношения между мальчиками и девочками.

Формальные и неформальные группы, их социально-психологическая специфика.

Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Защита себя и других в ситуациях употребления ПАВ.

 

1-4

 

 

 

 

5-8

 

5-8

 

Чтение, физкультура, классный час.

  Риторика, обществознание, биология, литература, классный час.

 

 

Классные часы.

 

Биология, химия, классный час.

Ш

Гигиенические правила предупреждение инфекционных заболеваний.

1.Гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха.

 2.Профилактика инфекционных заболеваний.

 

 

1-8

 


 

Трудовое обучение, природоведение, биология, классный час.

Биология, физкультура, ОБЖ, классный час.

У

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

1.Безопасное поведение на дорогах.

2.Бытовой и уличный травматизм.

 3. Проведение в экстремальных ситуациях.

 
1-8

 

 

Классный час.

Природоведение, химия, физика, трудовое обучение, физкультура, классный час.

Классный час, ОБЖ, физкультура.

У1

Культура потребления медицинских услуг.

1. Выбор медицинских услуг.

 

2. Обращение с лекарственными препаратами.

 

1-8

 

1-8

 

Классный час, беседы врача.

Биология, химия, ОБЖ, классный час.

 

 

УП

 

 

Предупреждение злоупотребления ПАВ.

 

 

 

Классный час, биология, химия, обществознание, история, ОБЖ.


Изучение на уроках и классных часах следующих вопросов.


  1. Анатомия и физиология человека.

  • Гигиена организма человека.

  • Правильное и рациональное питание.

  • Физиологический механизм закаливания организма.

  • Психофизиологический механизм возникновения вредных привычек.

  • Подзарядка организма энергией земли и неба (солнце, воздух, вода, электронные поля)

  1. Ботаника.

  • Лекарственные травы.

  • Фитонциды, их действие на организм.

  1. Биология.

  • Окружающая среда и ее воздействие на организм человека.

  • Факторы, влияющие на наследственность.

  • Укусы муравья – древнее оздоровительное средство.

  • Ферменты – катализаторы жизни.

  1. Химия.

  • Яды, продукты распада в организме человека и способы их нейтрализации.

  • Использование талой воды, физико-химическая сущность воздействия на живой организм.

  • Нитриты и нитраты в пищевых продуктах.

  1. ОБЖ.

  • Профилактический точечный массаж лица.

  • Дыхательные системы.

  • Обучение приемам психорегуляции.

  • Оказание первой медицинской помощи.

  1. Классные часы.

  • Желание быть здоровым, формировать потребность быть здоровым.

  • Начинай с самого себя.

  • Активная духовная и физическая жизнь.

  • Без особого труда, но не детская игра ( Приложение № 1 ).

  • Ролевая игра – конференция: «Питание.Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни» (Приложение № 2 ).
^
7. Физическая культура

  1. Понятие о психическом и физическом здоровье.

  2. Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек).

  3. Личная гигиена подростков.

  4. Физиологически и психологические последствия употребления алкогольных напитков и наркотиков.

  5. Питание и здоровье (компоненты питания, ожирения, диеты).

  6. Предупреждение заболеваний и самоконтроль.

  7. Пагубность вредных привычек.

  8. Питание и двигательный режим школьников.

  9. Вред никотина, алкоголя и других наркотических веществ.

  10. Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма.

  11. Влияние образа жизни на состояние здоровья.

  12. Приемы самоконтроля. Показатели здоровья.

Образование в области физического воспитания. 

Дети по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную. Соблюдать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к урокам физкультуры, трудового обучения, (проветриваемые чистые помещения, специальная форма, определенные нормами физические нагрузки). Соблюдать динамические паузы на всех уроках в 1-6 классах. План физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий прилагается к учебно-воспитательному плану.  

 Деятельность медицинского пункта

1. Оказание своевременной и целенаправленной медицинской помощи. 2. Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья. 3. Создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель). 4. Повышение эффективности психологической поддержки.ми задачами, исходя из содержания программы «Здоровье», необходимо иметь следующие показатели: - число заболеваний за год; - количество дней, пропущенных по болезни; - количество учащихся, переболевших за год ( %); - количество впервые выявленных заболеваний; - количество детей, наблюдающихся узкими специалистами; - патология желудочно – кишечного тракта; - инфекционные заболевания; - травматизм; - нарушение остроты зрения; - число впервые выявленного кариеса; - физическое развитие; - масса тела; - осанка; - риск формирования зависимости (случаи употребления наркотиков, алкоголя, курение); - получение социальной помощи. 

Данные показатели дают возможность объективно оценивать состояние здоровья учащихся в динамике и могут быть использованы в качестве медицинских критериев эффективности различных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья.
^ Участие родителей и общественности в реализации программы «Здоровье».

Родители должны помогать своим детям: - в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения здоровья; - в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности; - в борьбе с вредными привычками. Педагогические работники и родители должны знать вредные факторы и уметь исключить или минимизировать их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Активизировать просветительскую работу по вопросам здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса: Организовывать встречи с работниками здравоохранения.  

^ Укрепление материально-технической базы.


Мероприятия

Срок

Ответственный

1. Целенаправленная работа по сохранности имеющегося оборудования, инвентаря.

( Имеются в исправном состоянии:

  • электроплита,

  • холодильник,

  • морозильная камера,

  • электроводонагреватель,

  • мармит,

  • жарочный шкаф,

  • электромясорубка,

  • посуда в полном объеме)

Постоянно

Администрация школы, заведующая столовой,

Завхоз.

2. Своевременный ремонт спортинвентаря, спортзала.

По графику

Администрация

Учитель физкультуры

3. Выделение 1000 рублей бюджетных денег по смете на пополнение или замену инвентаря столовой.

Постоянно

Директор школы

5. Выделение средств из бюджета на своевременный ремонт всего оборудования и инвентаря столовой представляющего угрозу жизни и здоровью детей в неисправном состоянии.


Постоянно

Директор школы



Состояние материально – технической базы школьной столовой удовлетворительное:

  • технологическое оборудование в рабочем состоянии, ремонта не требуется;

  • инвентарь пополняется за счет средств бюджета;


Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Здоровье» в школе:

Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса. 2.Сформирована валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей. 3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни. 4.Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).

  1. 5. Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании, ПАВ). 6. Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.  

Координация и контроль реализации Программы


Контроль  за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы.  Администрация и совет школы -анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции; осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы; -координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по  развитию системы  оздоровления детей и подростков;

Похожие:

Программа «Здоровье» iconПрограмма «Образование и здоровье» Муниципальное общеобразовательное...
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,...
Программа «Здоровье» iconКлассный час «экология и здоровье»
Темы игры: «вода и здоровье», «воздух и здоровье», «радиация», «пища и здоровье»
Программа «Здоровье» iconПрограмма согласованна с методическим советом школы
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее...
Программа «Здоровье» iconПрограмма «Здоровье» г. Киров пояснительная записка в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования....
Программа «Здоровье» iconПрограмма «здоровье» принята на педагогическом совете протокол №3...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 г. Заполярный
Программа «Здоровье» iconПрограмма развития общеобразовательного учреждения I. Введение
В течение «школьной жизни» здоровье данной категории детей почти не улучшается. Задача школы состоит в том, чтобы сохранить здоровье...
Программа «Здоровье» iconПрограмма элективного курса «Здоровье и химия»
Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования)....
Программа «Здоровье» iconПрограмма «Здоровье» в работе с учащимися Элементы содержания
Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы и их предназначение. Рост и развитие человека. Здоровье и болезнь,...
Программа «Здоровье» iconПрограмма элективного курса «Моё здоровье в моих руках»
Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу...
Программа «Здоровье» iconПрограмма элективного курса для 10 -11 классов «Химия и здоровье человека»
Сохранение и углубление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница