Элективный курс по теме: Живой организм




Скачать 304,04 Kb.
НазваниеЭлективный курс по теме: Живой организм
страница1/2
Дата публикации14.11.2013
Размер304,04 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Биология > Элективный курс
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение

«Кукморская гимназия №1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т.Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

Согласовано: Утверждено:

На заседании УМО учителей На заседании экспертной

биологии комиссии

Протокол №1 от ________ Протокол №1 от_______
Руководитель УМО Председатель экспертной

__________Шангараева А.М. группы

_________Садикова А.Р.

.

Элективный курс по теме:

Живой организм

(Учебный курс профильного обучения для учащихся 11-х классов , 35 часов)

Димиева Зульфия Хурматулловна

учитель биологии

I квалификационной категории
Кукмор 2009
^ Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Живой организм» предназначен для учащихся профильных 11 классов гимназии.

Курс « Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации. Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных учащимся при изучении биологии в 6-9 классах.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и.т.д. Применение разнообразных форм учебно-позновательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведение с учетом материального обеспечения школы и резервы времени.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к ЕГЭ и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля. Элективный курс рассчитан на 35 часа учебных занятий в 11 классов средней школы, 1 час неделю.

^ Цель курса: «Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности»
^ Задачи курса: «Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

Развить умения анализировать, сравнивать, обощать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
^ Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

-Химический состав клеток

-Особенности строения пракариотической и эукариотической клеток

-Сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных

-Особенности неклеточных форм жизни

-Строение, происхождение, функции растительных тканей.

-Строение, происхождение, функции животных тканей.

-Внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений.

-строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных9на примере млекопитающих)

-основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов.

-особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.

^ Учащиеся должны уметь:

-сравнивать различные биологические объекты( клетки , ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы , делать выводы на основе сравнения;

-распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы исистемы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

-схематично изображать строение органов и систем органов;

-изучить биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе , сети Интернет;

-составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории ;

Содержание курса.
I Клетка(4 часов)
1. Химический состав клетки

2. Прокариотические и эукариотические клетки

3. Неклеточные формы жизни.

4. Сходства и различия клеток растений, грибов, животных

II Ткани(7 часов)
1 Растительные ткани(4 часа)

2. Ткани животных (3 часа)

III. Органы.(13 часов)
1.Органы растений (4 часа)

2. Органы человека (9 часа)
IV. Жизнедеятельность организма (11 часов)
1 Опора и движение(1 часа)

2. Дыхание(1 часа)

3. Транспорт веществ(1 часа)

4. Питание и пищеварение(1 часа)

5. Выделение (1 часа)

6. Обмен веществ и энергии(1 часа)

7. Размножение(2 часа)

8. Рост и развитие (2 часа )

9. Заключение(1 часа)

Тематическое планирование



п\п

Тема

Кол-во часов

Оборудование и ТСО

Лаб.практикум 6-11 « Хим. Состав клетки»

Основные

поня

тия

Дата


Прак.

1

Клетка. Химический состав клетки

1

1

-






Прокариоты, эукариоты







2

Прокариотические и эукариотические клетки

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11 кл. «Прокариоты эукариоты»

3

Практическая работа. « Клетки прокариот и эукариот»

1

-

1

Электронный микроскоп .Микропрепараты.










4

Неклеточные формы жизни

1

1

-

Вирусы. Таблица . Атлас 7 кл.

Облигат паразиты







5

^ Растительные ткани Образовательные покровные ткани растений

1

1

-

Таблица « Ткани растений»


Меристема







6

Основные механические ткани растений

1

1

-

Таблица « Ткани растений»


Паренхима.







7

Проводящие и выделительные ткани растений

1

1

-

Таблица « Ткани растений»


Ксилема. Флоэма







8

^ Ткани животных Эпителиальные и соединительные ткани животных

1

1

-

Атлас 7 кл. « Ткани»

Плоский, железистый, мерцательный







9

Мышечные ткани животных

1

1

-

Таблица. «Ткани»

Гладкая, поперечно-полосатая







10

Нервные ткани животных

1

1

-

Таблица. «Ткани»

Нейроны







11

^ Органы растений Корень. Строение и значение.

1

1

-

Атлас 6 кл.

Аналогия Гомология.







12

Побег и цветок

1

1

-

Таблица « Цветок» .

Метаморфозы







13

Семя ,строения, функция.

1

1




Атлас 6 кл

Однодольное, дву

доль

ное







14

Практическая работа «Строение семян однодольных и двудольных»

1

-

1

Семя фасоли, ржи.

Микроскоп .Микропрепараты.










15

^ Органы животных Покровная система животных

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Эктодерма







16

Опорно-двигательная система

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Суставы







17

Кровеносная система

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Кровь, тканевая жидкость форменные элементы







18

Лимфатическая система

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Лимфа







19

Дыхательная система

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Гуморальная нервная регуляция







20

Пищеварительная система

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Ферменты, всасывание







21

Выделительная система

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Мочевыделение







22

Нервная система

1

1

-

Атлас « Зоология» 7 кл Система органов

Нейроны, аксон, дендрит







23

Эндокринная система

1

1

-













24

^ Жизнедеятельность организма. Опора и движение

1

1

-

Лаб.практикум 6-11 « Опора»










25

Дыхание

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11

Альвеолы







26

Транспорт веществ

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11










27

Питание и пищеварение

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11










28

Выделение

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11



Ассимиляция. Диссимиляция.







29

Обмен веществ и энергии

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11 « Гликолиз»

30

Размножение растений

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11 « половое и бесполое размн.»

31

Размножение животных

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11 «Половое и бесполое размн.»

Партеногенез







32

Рост и развитие

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11










33

Эмбриональное и постэмбриональное развитие

1

1

-

Лаб. Практикум 6-11 « Эмбриональное развитие организма»

Эмбриология







34

Практическая работа «Эмбриональное развитие»

1

-

1

Электронный микроскоп, Микропрепараты.










35


Заключение

1

1




-













Ожидаемые результаты.
После изучение элективного курса по биологии «Живой организм» у учащихся должна формироваться научное представление о живых организмах как открытые биологические системы,, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности. Так же после изучения элективного курса у учащихся должна формироваться практические навыки..


^ Ожидаемые результаты после изучении элективного курса.
1.Уметь сравнивать различные биологические объекты, распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, на живых объектах, на муляжах, схематично изображать строение и систем органов.
2.Проваодить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать результаты опытов.
3 Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, в сети Интернет.
4. Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
5. Применение полученных навыков и знаний для дальнейшего изучения соответствующих дисциплин высших и специальных учебных заведений

Литература для ученика:

1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин « Животные» Дрофа 2006

2.В.В. Пасечник, А. А. Каменский « Биология» Дрофа 2006

3.В.Г. Ситдиков, Р.К. Закиев « Биологический русско- татарский толковый словарь» Магариф 1998

4.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш « Человек». Дрофа 2007

5. С. Г. Мамонтов « Биология» пособие для поступающих в вузы. Дрофа 2004

Литература для учителя:

1. Б.М. Медников « Формы и уровни жизни» Просвещение 1994

2.М.Г. Левитин, Т. П. Левитина « Общая биология» Паритет 2002

3.Словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей. Г.И. Лернер Москва 2006

4.Т.Л. Богданова , Е.А. Солодова « Биология» Справочник для старшеклассников . Москва 2006

^ Интернет сайты:

http// edu.of.ru/attach//17/7026 doc/

http/www.openclass.ru/10/11/maslak

http/www.imc-eduekb.ru/ino/el_bio.doc

Отзыв
Автор курса: Димиева Зульфия Хурматулловна

Содержание курса.

Курс рассчитан для учащихся 11 классов. Данный курс рассчитан на углубление знаний учащегося по теме: « Живой организм».

В основе данного курса заложена информация, необходимая для сдачи ЕГЭ. Содержание курса полностью соответствует теме, широко представлена подборка проблемных ситуаций связанных с различными областями повседневной жизни и деятельности человека, что способствует привитию интереса к изучаемому предмету. Показывает важность и необходимость глубоких знаний.

В методической разработке существенное внимание уделяется расширению знаний о живых организмах, позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации.

В работе учителя логически последовательно изложено содержание программы подобраны практические работы. Все практические материалы автором внесены в приложения

Рекомендации по корректировке: Обратить внимание к использованию инновационных компьютерных технологий при углублении предметных знаний по биологии. Развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности
Вывод.

В целом, ознакомившись разработкой элективного курса прихожу к выводу, что Димиева подходит к составлению программы курса творчески, подробно используя учебную и дополнительную литературу. Во всем объеме представленного материала автором проявлена профессиональная методологическая и учебно-методологическая компетентность.
Отзыв составил слушатель экспертов элективных курсов
ФИО ________________________________________________

Подпись

^ Содержание программы.
Раздел 1. Клетка. (4 ч.)

Химический состав клетки. Клетка как стауктурно-функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки . Строение, сходства и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни .
^ Раздел 2. Ткани.(7 ч.)

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходные строение и выполняющих общую функцию.
Растительные ткани.

Разнообразие растений-результат длительной эволюции, сопровождающийся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.

Ткани простые и сложные.

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.
^ Образовательные ткани(меристемы) первичные, вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные ткани. Первичные и вторичные, эпидермис, эпиблема, пробка, корка.

^ Основные ткани (паренхимы)Ассимиляционная, запасающая, водоносная ,воздухоносная .

Механические(опорные)ткани . Колленхима, склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани. Первичные, вторичные; древесина(ксилема), луб(флоэма).

^ Выделительные(секреторные) ткани. Ткани наружной и внутренней секреции.
Ткани животных.

Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы ткани животного организма. Общепринятая классификация животных.

^ Эпителиальные ткани. Ткани производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функции. Различные классификации эпителиальных тканей. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.

^ Соединительный ткань. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения. Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая, костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами.

^ Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения . Основные свойства-возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей.

Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Особенности строения нервных клеток, классификация нейронов
^ Раздел 3. Органы(13 ч.).

Орган- обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.

Органы растений.(4 ч)

Постепенные расчленения тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.

Корень. Классификация. Функции. Морфологическое строение.

^ Побег. Строение. Ветвление. Метаморфозы. Функции. Анатомическое строение. Внешнее строение. Клеточное строение листа

Цветок. Функции строения цветка. Виды цветков. Соцветия.

^ Плод. Происхождение. Функции. Классификация.

Семя. Строение. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.
Органы животных (9ч)

Группа органов, связанных друг с другом анатомический, имеющий общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию- физиологическая система органов . Систем органов в животном организме на примере млекопитающих.

^ Покровная система. Кожа и слизистые оболочки.

Опроно-двигательная система. Скелет и скелетные мышцы.

Кровеносная система. Сердце и сосуды.

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и узлы.

^ Дыхательная система. Воздухоносные пути и легкие.

Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками.

^ Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Половая система. Мужские и женские железы и половые органы.

Нервная система. Центральная и периферическая нервная система.

^ Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Железы внешней секреции.
Жизнедеятельность организма. (11 ч)

Опора и движение. Значение опорных систем в жизни организмов.

Дыхание. Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождение энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.

^ Транспорт веществ. Перенос веществ в организме, его значение.

Питание и пищеварение. Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.

^ Выделение. Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма , чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и нормальной жизнедеятельности.

^ Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.

Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножений.

^ Рост и развитие. Онтогенез или индивидуальное развитие.

  1   2

Похожие:

Элективный курс по теме: Живой организм iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс по теме: Живой организм iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Элективный курс по теме: Живой организм iconЭлективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами...
Данный элективный курс является предметным (по информатике) и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных...
Элективный курс по теме: Живой организм iconЭлективный курс «Мир расчетных задач»
Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает...
Элективный курс по теме: Живой организм iconЭлективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время....
«Генетика человека» в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах. В связи с этим был составлен элективный курс...
Элективный курс по теме: Живой организм iconЭкзаменационный материал 6 класс
Живой организм и его свойства. Многообразие живых организмов. Признаки живого. Уровни организации живого. Царства живой природы
Элективный курс по теме: Живой организм iconПрограмма элективного курса «Компьютерная графика»
Л. А. Залогова. «Компьютерная графика. Элективный курс» Серия: Элективный курс Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г
Элективный курс по теме: Живой организм iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс по теме: Живой организм iconЭлективный курс по математике «Проценты на все случаи жизни» для...
Элективный курс предназначен для реализации на 1-2 курсах колледжа (10-11кл). Данный курс направлен на удовлетворение познавательных...
Элективный курс по теме: Живой организм iconЭлективный курс по английскому языку «Английская литература»
«Элективный курс. Английский язык. Английская литература», Волгоград: Учитель, 2009
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница