«Знаете ли вы своего ребенка»




Скачать 71.24 Kb.
Название«Знаете ли вы своего ребенка»
Дата публикации11.11.2013
Размер71.24 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Биология > Документы


«Знаете ли вы своего ребенка»

(консультация для родителей)
Конечно! – ответят почти все родители. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем их, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни.

Может ли кто–ни будь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных.

Безусловно, мать и отец должны лучше всех знать своего ребенка. Однако в жизни порой бывает совсем не так… Часто мы приходим к выводу, что не очень хорошо знаем своих детей, что их поведение бывает для нас неожиданным, и мы не можем объяснить некоторые их поступки. Размышлять о том, каков наш ребенок, мы чаще начинаем в переломные жизненные моменты, когда, н-р ребенок должен идти в ДОУ, школу и т.д.

Нередко такие моменты застают нас врасплох. Не понимая ребенка, можно предъявлять к нему требования не соответствующие его силам и возможностям.

Мы родители, вольно или невольно склонны завышать или занижать (такое тоже не редкость) возможности наших детей, как в состоянии физических возможностей, так и в психической сфере.

^ Физическое развитие и состояние здоровья.
Организм и психика – неразрывное целое. Необходимо знать все особенности физического развития.

Основные факторы, которые следует учитывать при оценке состояния здоровья и физического развития ребенка:

  1. Рост, вес, общее физическое развитие; сравнивать с № для возраста.

  2. Общее состояние здоровья, сопротивляемость инфекциям и болезням, перенесенные заболевания. Для правильного развития психики особое значение имеют заболевания и травмы ЦНС (сотрясение, воспаление мозга), а также частота заболеваний в раннем возрасте.


Дети, имеющие нарушения в функционировании органов зрения и слуха, требуют постоянного наблюдения. Особенно надо следить за тем, как отражаются эти заболевания на формирование психики ребенка.
3. Моторное (двигательное) развитие ребенка. Следует обращать серьезное внимание на правильное развитие левой и правой частей тела, особенно обеих рук.

  1. Процессы физического развития. Они тесно связаны с умственным развитием ребенка.

  2. Все дефекты и аномалии строения тела ребенка, его внешний вид. Следует учитывать, что как красивая внешность, так и различные изъяны в ней играют большую роль в формировании индивидуальных особенностей характера ребенка.

  3. Деятельность нервной системы, возбудимость уравновешенность, общее состояние.


Дефект, не исправленный вовремя, невылеченная болезнь, неустраненное болезненное явление в дальнейшее принимают хронический характер и накладывают отпечаток на весь ход развития психики ребенка и формирование определенных особенностей личности.

Наиболее полные знания об общем физическом развитии своего ребенка, особенно о влиянии состояния его здоровья на формирование определенных черт характера, нельзя получить в готовом виде от врача. Самые ценные сведения в этом вопросе дают собственные наблюдения родителей, их раздумья, активные действия необходимые для формирования личности ребенка.
^ Формирование двигательных навыков.
Слабо развитые двигательные навыки отрицательно влияют на самочувствие ребенка, на его взаимоотношения с ровесниками, вселяют неуверенность в собственные силы и возможности. Уровень развития моторики рук имеет большое значение для одного из основных навыков: умения писать.

Ребенок с запоздалым развитием мелкой моторики особенно плохо справляется с заданиями в саду, школе. Процессу письма часто сопутствует повышенное нервное напряжение.

Состояние физического развития ребенка очень часто определяет его положение в детском коллективе.

Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в активности, в движении. Однако внешняя активность зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей организма, от состояния нервной системы, психики.

Наблюдая активность ребенка, надо постараться ответить на 2 вопроса: «Не слишком ли подвижен ребенок?», «Не слишком ли он пассивен и малоподвижен?» И то и другое должно вызывать беспокойство родителей.
^ Умеет ли ребенок правильно ориентироваться и наблюдать?
Наблюдательность ребенка зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем точнее его наблюдения, тем лучше концентрация внимания, тем прочнее и точнее он запоминает.

В повседневном общении с детьми родители, как правило, мало обращают внимания на их наблюдательность. Они начинают интересоваться этим, когда у детей становятся заметными пробелы в развитии: дети то и дело что-нибудь теряют.

Хорошо развитая наблюдательность:

- облегчает ребенку процесс познания мира, помогает ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности,

- играет существенную роль во всем комплексе умственного развития ребенка, в формировании его личности.

Выявить уровень развития концентрации внимания, наблюдательности и развить его можно с помощью изучения поведения ребенка, анализа разговоров с ними, его высказываний, его труда: рисунков, мозаики, поделок из пластилина и т.д., проведением различных слуховых и зрительных игр.


^ Развито ли у ребенка воображение?
Живость и богатство воображения зависят от общего развития ребенка, в том числе и от его эмоционального восприятия действительности.

Воображение тесно связано с развитием мышления и памяти. Способность создавать в своем воображении новые представления, как правило, положительно влияют на развитие ребенка, его действия и увлечения.

Детям, обладающим богатым воображением, как правило, легче учиться в школе. Однако, есть дети, имеющие богатое воображение, которое им мешает учиться (уход в мечтания, страхи). Это ранимые, впечатлительные дети.

Чтобы лучше знать своих детей, необходимо знать об уровне развития воображения ребенка в сравнении с возрастом и его влияние на действия, поступки, все поведение ребенка.
^ Хорошая ли память у вашего ребенка?
Память помогает ребенку осваивать различные навыки, необходимые в жизни.

Благодаря памяти ребенок учится говорить, считать, петь, рисовать, играть, накапливать жизненный опыт.

Качество памяти зависит от возраста ребенка.

Функционирование памяти зависит не только от возраста, но и индивидуальных особенностей ребенка. Одни дети быстро запоминают, но также быстро забывают, так как память у них непрочная. Другие дети вынуждены заучивать дольше, зато запоминают тверже и лучше.

У некоторых детей преобладает зрительная память. Они легче и прочнее запоминают зрительные образы. Дети со слуховой памятью легче запоминают слуховые впечатления.

На процесс запоминания большое влияние оказывают эмоциональные переживания (как приятные, так и неприятные).

Взрослые должны помогать детям совершенствовать свою память.

^ Умеет ли ребенок выражать свои мысли?
Вся семья с нетерпением ждет, когда ребенок произнесет первое слово. С особым напряжением ждут этого дня родители тех детей, которые начинают говорить позже своих ровесников.

Первые слова, сказанные ребенком, глубоко запоминаются, иногда даже записываются.

Постепенно, по мере того, как развивается речь ребенка, интерес взрослых к этой проблеме ослабевает или совсем пропадает.

Но, необходимо помнить, что уровень развития речи имеет весьма важное значение во все периоды жизни ребенка, в формировании его личности.

На развитие речи ребенка оказывает большое влияние среда, в которой он живет. Речь ребенка очень часто отражает культурный уровень семьи.

При анализе развития речи ребенка родителям следует внимательно отнестись к следующим вопросам:

Какие условия для развития речи мы создали своему ребенку?

Каков наш контакт с детьми, уделяем ли мы им необходимое время?

Достаточно ли только нашего влияния и умения для правильного развития ребенка?
^ Как развивается мышление ребенка?
У самых маленьких детей умение мыслить можно наблюдать во время даже самой несложной игры. Для процесса развития мышления характерны определенные стадии. Мышление начинает развитие с наглядно – действенного, практического (до 3 лет). Затем формируется наглядно – образное (с 3 лет), далее – словесно – логическое (с 5 лет). Зачатки абстрактного мышления появляются в дошкольном возрасте, интенсивное развитие в возрасте 10 – 11 лет.

Есть дети, которые лучше решают практические вопросы, чем теоретические проблемы. И наоборот, есть дети, которые, хорошо формулируя теоретические выводы, совсем не умеют применить их на практике.

Умственное развитие ребенка зависит от среды, от общения. Однако возможности развития детей совсем не безграничны. Поэтому нельзя выдвигать перед ними слишком высокие требования. Возможности детей различны для каждого ребенка.

Оценивая развитие ребенка, нельзя ограничиваться только интеллектуальной сферой, необходимо учитывать совокупность всех особенностей его индивидуальности. Довольно часто приходится наблюдать чрезмерную возбудимость, эмоциональную несдержанность, неумение контактировать с людьми именно у тех детей, у которых умственное развитие превышает норму для их возраста. Односторонность развития мешает ребенку приспособиться к требованиям окружающей среды.

Уровень умственного развития ребенка желательно знать не только для определения объема требований, предъявляемых к нему, но прежде всего для того чтобы знать, есть ли у ребенка недостатки в развитии, которые нужно вылечить или помочь ему искоренить.
^ Как проходит эмоциональное развитие ребенка?
Бурные, кратковременные эмоциональные реакции характерны для детей дошкольного возраста. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, они не умеют владеть собой, скрывать свои переживания.

В анализе эмоциональных реакций своих детей родителям помогают сравнения с реакциями других детей.

Чрезмерная пугливость, его склонность к необоснованному гневу, к зависти, излишняя впечатлительность и большая возбудимость требуют специальных воспитательных мер, особый подход, работы специалистов (психолога, невролога, психотерапевта)

Изучая эмоциональное развитие детей, следует обращать внимание на характер чувств, которые переживает ребенок. Преобладают ли такие чувства, как радость, отзывчивость, удовольствие, или чаще проявляются страх, гнев, печаль?

Большое значение для развития ребенка имеют первые детские впечатления.
Литература:

Г. Филипчук «Знаете ли вы своего ребенка?», М.Прогресс, 1989г.

Похожие:

«Знаете ли вы своего ребенка» icon«умеете ли вы любить своего ребенка»
Получив наши пригласительные, вы уже знаете, что мы с вами сегодня будем говорить о любви. О любви обыкновенной и в то же время необыкновенной,...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconЗнаете ли вы своего ребёнка?
Существует много программ по подготовке детей к школе, которые формируют у будущих учеников познавательную активность, умение самостоятельно...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconСамее самых
«Знаете, как Шах воспитывает своего ребенка в ду­хе «Битлз»? Он ему фотки показывает и говорит: это — Мак­картни, это — Леннон, а...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconРекомендации по обобщающему повторению (перед зачетом) Определите...
Для этого попытайтесь, ответить на вопросы, составленные на повторение или составьте их сами. Отметьте в вопроснике знаками, что...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconРоль родителей в формировании личности ребёнка
Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей....
«Знаете ли вы своего ребенка» iconПроявление школьной дезадаптации
Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых вовремя...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconКлассный час Заочное путешествие в город воронеж
Дорогие ребята! Мы живём в Воронежской области, которая является небольшой частью нашей большой Родины – Российской Федерации. А...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconСтатья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
К тому же семья для ребенка это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconУчебные пособия: книги англо-американских писателей пластинка «Пляшущие человечки»
Вильяма Шекспира или Марка Твена. А ведь помимо этих есть множество других замечательных писателей. Все вы знаете бесстрашного Робин...
«Знаете ли вы своего ребенка» iconСтатья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию...
К тому же семья для ребенка это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница