Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса




Скачать 130,68 Kb.
НазваниеСтудент и преподаватель как субъекты Болонского процесса
Дата публикации28.05.2013
Размер130,68 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Банк > Документы
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса
Главным действующим лицом Болонского процесса, несомненно, является студент. В Болонской системе, являясь членом европейских студенческих организаций, студент уже сегодня играет всё более значимую роль, ощутимо влияет на ход Болонского процесса.

Пражское коммюнике (2001) встречи европейских министров, ответственных за высшее образование, подчёркивает, что студенты - это "полноправные члены сообщества высшего образования". (6. – С.1). Впервые за историю болонского движения в этом документе студентам посвящён раздел, где, в частности, говорится, что "студенты являются компетентными, активными и конструктивными партнёрами в деле создания и формирования европейского пространства высшего образования, и их участие необходимо и приветствуется". (6. – С.3). Там же, в Праге, министры образования подчеркнули, что "студенты должны участвовать и влиять на организацию и содержание образования в университетах и вузах других типов".

В Берлинском коммюнике (2003), участию студентов в Болонском процессе уделяется ещё больше внимания. В этом документе отмечается, что "студенческие организации конструктивно участвуют в Болонском процессе" и подчёркивается, что существует необходимость постоянно привлекать их в дальнейшие мероприятия на самых ранних этапах работы". (7. – С.5).

Помимо непосредственного участия в болонских реформах студентам отводится новая, более заметная роль в управлении вузами, где их участие должно стать ощутимым.

Общая тенденция обновляющегося европейского образования - обеспечить студентам возможно большие свободы. Ещё в 1988 году "Великая Хартия университетов", говоря о студентах, проявляла заботу, первым делом, именно об их свободах. В разделе, посвящённом средствам, призванным обеспечить реализацию принципов, лежащих в основе деятельности университетов, один из пунктов гласит: "Каждый университет должен – с учётом конкретных обстоятельств – обеспечивать защиту свобод своих студентов и создание им таких условий, когда они могут обрести культуру и получить подготовку, которыми бы желали обладать". (1. – С.1). В Обращении европейских ректоров (Саламанка, 2001 год) говорится о том, что "студенты должны иметь свободу выбора" (5. – С.3).

После этих замечаний общего характера уместно перейти к рассмотрению потенциальных выгод студента российского вуза от вхождения России в Болонский процесс.

Выгоды эти многоплановы; рассматривая их, можно принимать во внимание помимо непосредственно образовательного и политический, и социальный, и экономический, и культурный аспекты.

Говоря об общих вопросах высшего образования в России, отметим, что для студента Болонский процесс сделает учёбу в вузе более демократичной, более индивидуализированной, предоставит студенту больше выборов, что создаст благоприятные условия для развития его личности.

Если с точки зрения студента кратко остановиться на обновлённом содержании высшего образования, можно отметить, что в духе болонских перемен будет обеспечиваться лучшее соответствие высшего образования требованиям общеевропейского, в том числе и российского рынка труда.

Благодаря введению трёх уровней высшего образования, студенты получат возможность "вступать в мир высшего образования в любое время их профессиональной карьеры и при различных обстоятельствах". (3 – С.2) Расширятся и возрастные рамки студенчества - получать и продолжать высшее образование можно будет в любом возрасте.

Основные выгоды для студента от введения степени бакалавра идентифицируются с определённостью. Бакалавриат сделает высшее образование более доступным, так как через его введение снизится стоимость высшего образования для студента и сократятся сроки его нахождения в стенах вуза. Ещё в ходе учёбы он получит возможность, переходя с уровня на уровень, корректировать выбор специальности или профессии в соответствии со своими изменившимися под влиянием полученных в вузе знаний представлениями, вновь возникшими личностно-профессиональными интересами.

В случае возникновения в ходе учёбы материальных затруднений студент, получив диплом бакалавра, сможет пойти работать, а, улучшив своё материальное положение, продолжит обучение в магистратуре. При появлении иных обстоятельств личного характера, таких, например, как создание студенческой семьи, осознание дефицита способностей, ощущение ошибочности выбора профессии, студент сможет получить высшее образование за более короткий срок (степень бакалавра).

Как уже отмечалось, степень магистра даёт студенту возможность более осознанно подойти к выбору направления подготовки. По западному опыту, студент может последовательно получить несколько магистерских степеней, например, для  того, чтобы каждый раз изучить дополнительную понадобившуюся ему специальность.

Как отмечается в болонских документах, на уровне магистратуры упор будет делаться на автономную работу студента – таким образом, обеспечивается индивидуализации обучения. (3 – С.2)

Находясь в магистратуре, студент приобретёт основательные навыки научной работы, особенно во время написания и защиты магистерской диссертации. Недаром статистика свидетельствует, что в сегодняшней России соискатели учёной степени кандидата наук с дипломом бакалавра (что в настоящее время пока не возбраняется) защищают диссертацию в срок в 20 процентах случаев, в то время как соискатели-магистры – в 70 процентах случаев. (8)

Говоря о третьем уровне высшего образования, - докторантуре - можно заметить следующее. Если нынешний кандидат наук станет называться европейским доктором, эта самая распространённая категория наших учёных приобретёт заметно больший вес в европейском и мировом научном сообществе, поднимется её престиж. В Европе, да и во всём мире, не останется сомнений относительно того, носителем какой квалификации является наш нынешний кандидат наук. В тарифных сетках зарубежных учреждений и компаний российский "европейский" доктор будет занимать законное высокооплачиваемое место наряду с европейскими докторами наук.

^ Академические кредиты создают дополнительные организационные предпосылки для индивидуализации обучения студента за счёт использования нелинейных образовательных траекторий, позволяющих ему выстраивать своё образование в более точном соответствии с интересами и жизненными устремлениями. Кредиты как единица трудоёмкости учебного труда будут зримо характеризовать полученное студентом образование, демонстрируя объём затраченных на изучение каждой дисциплины усилий.

Сегодня во многих европейских странах студент может накапливать кредиты в счёт будущего диплома в течение сколь угодно длительного периода. Накопление кредитов позволит студенту повышать квалификацию в течение всей жизни, например, получать дополнительное высшее образование. Благодаря кредитам, студент сможет делать продолжительные перерывы в учёбе – заработанные ранее кредиты не пропадут. Даже в случае отчисления студента из вуза по каким-то причинам набранные им кредиты могут потом быть использованы при продолжении обучения в вузе, причём они будут засчитываться неоднократно, что заметно облегчит студенту получение второго высшего образования. При определённых условиях кредиты позволят учитывать опыт работы студента по специальности как компонент высшего образования.

Кредиты, начисленные студенту в иностранном вузе, при наличии соглашения между направляющим и принимающим вузами будут засчитываться автоматически, без необходимости для студента что-то досдавать или пересдавать после возвращения в базовый вуз.

Кредиты дадут возможность выдавать студентам легко читаемое и объективное Европейское приложение к диплому.

Благодаря академической мобильности, для студентов откроются новые возможности для учёбы и профессиональной подготовки. В Пражском коммюнике (2001) говорится, что для обеспечения беспрепятственной академической мобильности в Европе "будут устранены все препятствия свободному передвижению студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала". (6 – С.2)

Участвуя в этих программах, студент получит эмпирические данные для того, чтобы сравнить, какое образование лучше – российское или европейское. В зарубежном вузе он обретёт возможность познакомиться с другими методическими системами обучения, пройти курс обучения у видных зарубежных учёных в тех вузах, где созданы крупные научные школы именно по избранной им специальности. Студент получит доступ к лучшим университетским библиотекам Европы. Он сможет проводить научные исследования на современной технике, с не ограниченным недофинансированием ресурсным обеспечением. В ходе зарубежных стажировок предусматривается обучение студента "использованию новых информационных технологий" (3 – С.2)

Болонский процесс даст студенту возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат его шансы на трудоустройство по специальности.

Находясь за рубежом, он познакомится с европейским рынком труда, с возможными условиями трудоустройства, что убережёт его от необдуманных решений.

Студент установит личностные горизонтальные связи с иностранными сверстниками, которыми сможет потом воспользоваться при ведении научно-исследовательской работы, в деловых контактах.

Готовя студента к участию в программах академической мобильности, вуз должен будет дать ему основательные навыки практического владения иностранным языком, что помимо прагматической цели подготовки к учёбе в зарубежном вузе также предоставит ему дополнительную возможность читать в оригинале специальную литературу.

Дополнительно к языку образования, если местом стажировки студента не окажется англоязычная страна, например, Великобритания или Ирландия, он сможет выучить местный язык, в чём ему, как правило, будет помогать принимающий университет. Берлинское коммюнике призывает "должным образом поддерживать языковое разнообразие и изучение иностранных языков, с тем чтобы студенты могли полностью реализовать свой потенциал европейской идентичности, гражданственности и востребованности на рынке труда". (7 – С.6)

В период учёбы за границей студент сможет приобщиться к духовной и материальной культуре Европы. Сохраняя национальное самосознание, он станет носителем европейских идеалов гуманизма; уважение к правам человека ещё глубже проникнет в его сознание. Вернувшись на Родину, он в большей степени будет ощущать себя гражданином единой Европы.

Приложение к диплому сделает его образовательные степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе, что существенно увеличит его шансы трудоустройства по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом,  возрастут его перспективы найти работу по профессии, что сократит масштабы так называемой внутренней утечки мозгов, когда выпускники вузов работают не по специальности.

Получив Европейское приложение, российский бакалавр или магистр сможет полноправно претендовать на продолжение обучения в зарубежном вузе на более высоком уровне высшего образования.

Для студента заметно упростится процедура межнационального взаимопризнания дипломов; со временем Приложение полностью снимет необходимость дополнительной верификации дипломов. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом.

Введение единых европейских оценок сделает Европейское приложение студента более прозрачным и валидным, более читаемым в Европе. При последовательном их использовании российская система оценок со временем сольётся с болонской, а академические рейтинги в тех вузах, где они используются, также смогут базироваться на шестибалльной системе.

Важным для участников Болонского процесса представляется вопрос об обеспечении социальной справедливости в высшем образовании. В терминах политкорректности оказание помощи студентам из менее обеспеченных слоёв общества рассматривается в болонских документах в разделах, посвящённых "социальному измерению Болонского процесса", причём подчёркивается, что к этому аспекту образовательных реформ в Европе внимание руководящих деятелей болонского движения привлекли сами студенты.

С каждой новой встречей министров образования по вопросам Болонского процесса эти вопросы приобретают всё большую актуальность. В 2003 году в Берлине социальное измерение Болонского процесса упоминается уже в самом начале принятого документа, оно стало разделом преамбулы официального коммюнике. (7 – С.1) Политическая важность такого внимания к социальным аспектам определяется осознанным стремлением усиливать социальную сплочённость в европейских странах, устранять социальное и гендерное неравенство. В этих целях предлагается, например, в основу международного образования, обменов по программам мобильности ставить успехи в учёбе, а не толщину кошелька студента или его родителей.

В Берлине министры образования призвали вузы создавать студентам достойные условия для учёбы и соответствующие бытовые условия, с тем, чтобы они могли успешно завершить учёбу в установленные сроки без помех со стороны социальных и экономических факторов. Там же было подчёркнуто, что существует необходимость накапливать более детальные сравнительные данные о социальном и экономическом положении студентов. (7. – С.5).

Болонские документы уделяют много внимания расширению возможностей для трудоустройства выпускников европейских вузов, барьеры на этом пути будут последовательно сниматься (4 – С.1).

Расширятся возможности для получения студентами финансовой и других видов помощи, европейским  студентам и студентам из третьих стран будут предоставляться международные гранты на зарубежные образовательные поездки. В соответствии с болонскими документами для "мобильного" студента будут создаваться дополнительные условия для работы по совместительству.

На встрече в Берлине министры образования подтвердили "свою готовность продолжать разработку программ предоставления стипендий студентам из третьих стран". (7 – С.6) В России в 2004 году посольство Франции финансирует семестровые программы мобильности для российских студентов.

Преподаватель наравне со студентом получит от Болонского процесса как прямые, так и косвенные выгоды. Новые возможности, прежде всего, будут связаны с академической мобильностью "Гораздо больше преподавателей и исследователей станут работать в зарубежных европейских странах" (3 – С.2), что позволит преподавателю "диверсифицировать свою профессиональную карьеру", "искать и находить наилучшее применение своим способностям". (3 – С.1)

Болонский процесс выступает за обеспечение свободных условий для всех членов академического сообщества, в том числе и преподавателей. Согласно Болонской Декларации, "преподаватели, исследователи и административный персонал получат возможность признания периодов, проведённых в европейском контексте, где они занимались исследованиями, преподаванием, профессиональным обучением, без ущерба для их профессионального статуса". (4 – С.2)

Болонский процесс рассматривает повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателя на протяжении всей жизни как его профессиональный долг. (3 – С.1)  Академическая мобильность преподавателя станет для него вариантом непрерывного образования, способом повышения квалификации, обмена педагогическим опытом. Преподаватель сможет изнутри познакомиться с организацией образовательного процесса в иностранных вузах, сопоставить системы образования разных стран, объективно определить их сильные и слабые стороны, актуализировать содержание преподаваемых им курсов. Он на практике научится использовать новые формы и методы обучения, применять иные методики, например, преподавать в условиях другого соотношения аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Работая в зарубежных вузах, преподаватель, как правило, попадёт в более современную технологическую среду, научится уверенно пользоваться мультимедийными технологиями, электронными учебниками, изучит возможности полноценного дистантного образования. В результате возрастёт конкурентоспособность российского преподавателя на европейском рынке педагогического труда, в российских вузах станет утверждаться западная статусность преподавателя.

Преподаватель вуза будет стимулироваться к более активным занятиям научной работой, так как "Великая Хартия университетов" (1988) требует, чтобы преподаватели "принимались на работу и продвигались по служебной лестнице с пониманием, что научные исследования неотделимы от преподавания". (1 – С.1) Преподаватель сможет вести научно-исследовательскую работу в зарубежных научных центрах, участвовать в совместных исследованиях.

Как правило, он окажется в более плодотворной исследовательской среде, чем та, что имеется в его вузе. На встрече министров образования в Берлине отмечалось, что в рамках Болонского процесса преподаватели "получат расширенный доступ к базам данных о проводимых научных исследованиях и их результатах". (7 – С.7)  Накопив в зарубежных странах и университетах профессиональный опыт, он сможет с большим знанием дела проводить компаративистские исследования в социальных науках.

Преподаватель-исследователь, находясь в зарубежных вузах, получит расширенный доступ к страницам престижных зарубежных научных журналов. Через рост числа публикаций в них он заработает имя в европейских научных кругах, повысит свой международный научный авторитет.

Последовательно работая в разных странах Европы, он проникнется европейским духом; в гораздо большей степени, чем находясь в России, усвоит европейские нравственные ценности, приобщится к европейской культуре, расширит свой кругозор во всех областях, избавится от пока ещё не до конца изжитого постсоветского комплекса неполноценности.

Участвуя в программах академической мобильности, преподаватель установит профессиональные контакты с зарубежными коллегами, которые сможет использовать, например, для ведения совместной исследовательской работы.  Возникнут предпосылки для создания новых международных научных школ.

Преподаватель сможет в иноязычной среде совершенствовать свои знания и навыки владения иностранными языками, изучать новые для себя языки, что откроет перед ним дополнительные возможности. В результате он, как всякий образованный европеец, будет знать несколько языков: как правило, английский, а также языки стран, где он работал по программам академической мобильности. Владение иностранными языками российским преподавательским корпусом приобретёт массовый характер, что поднимет его культуру, поставит в этом смысле в равные условия с зарубежными учёными, позволит легче трудоустраиваться в зарубежных вузах и исследовательских центрах, полноценно участвовать в международных конкурсах на замещение преподавательских и исследовательских должностей.

Материальное положение преподавателя улучшится. Во-первых, увеличится число иностранных студентов в его родном вузе, в результате чего возрастут финансовые поступления, создадутся предпосылки для роста зарплаты. Во-вторых, со степенью европейского доктора он сможет при работе за рубежом занимать более высокие должности и получать адекватное вознаграждение. В-третьих, в случае увязки в российских вузах зарплаты с академическими кредитами, его доходы вырастут в зависимости от  того, сколько кредитов заработали обучаемые им студенты. В-четвёртых, во время семестровых или годичных стажировок в иностранных вузах он сможет получать зарплату европейского профессора.

Конечно, это весьма приблизительный и неполный перечень потенциальных болонских выгод российского студента и преподавателя.

Следует заметить, что на нынешнем этапе болонских реформ в высшем образовании России роль российского студента, да и преподавателя, в них почти не заметна. Между тем именно они могут и должны получить основные выгоды от этих преобразований.
Литература
1. The Magna Charta of University. – Bologna, 18 September 1988.

2. Convention on the Recognition of Qualifications Concerning Higher Education in the European Region. – Lisbon, 11 April 1997.

3. Sorbonne Joint Declaration on Harmonisation of the Architechture of the European Higher Education System. – Paris, May 25, 1998.

4. Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999.

5. Message from Salamanca. Shaping the European Higher Education Area. – Salamanca, 29-30 March 2001.

6. Towards the European Higher Education Area. Communique of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague. – May 19th, 2001.

7. Realising the European Higher Education Area. - Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin. – 19 September 2003.

8. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. – СПб.: Издательство СПбГУ. – 2004.

9. Россия в Болонском процессе. Материалы международной рабочей встречи. М.: МАЭП. – 2004.





Похожие:

Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconЕ. А. Тюгашев философия болонского процесса
В конфликтующих интерпретациях акцентируются те или иные моменты, выступающие на первый план или имеющие особое значение для конкретных...
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconРеферат Дисциплина: «Арбитражное судопроизводство» Тема: «Субъекты...
Субъекты арбитражного процессуального права могут быть разделены на четыре группы
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconБашмакова Н. И
По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает внимание вузов России к качеству высшего образования как ключевому...
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconЗакон и подзаконные акты Система права
Субъекты гражданского правоотношения. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconИнтернационализация российского бизнес-образования и болонский процесс 1
Поиск, 06. 2006, с. 14]. Основная цель Болонского процесса декларируется как создание общеевропейского образовательного пространства...
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconПрограмма ппп № п/п Тематический план
Многообразие профессиональных функций педагога, его профессиональные роли. Педагог как организатор образовательного процесса. Педагог...
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconСубъекты международных хозяйственных связей
Физические лица, как субъекты мчп. Коллизионные критерии определения личного статута физического лица по праву России
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса icon1. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений
Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые...
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconПроблемы интеллектуального развития International Academy of Sciences
Актуальные вопросы психолого-педагогического проектирования и участия в реализации программ модернизации отечественной системы высшей...
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса iconВопрос к зачету по предмету бжд осенний семестр 2010 -2011 уч г....
Каждый студент выбирает 1 вопрос из обще част и 1 из опционной части своего потока
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница