Использование речевой зарядки при коррекции




Скачать 71,93 Kb.
НазваниеИспользование речевой зарядки при коррекции
Дата публикации17.10.2013
Размер71,93 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Астрономия > Документы
Использование речевой зарядки при коррекции

речевых нарушений.

В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Речевая зарядка- это фронтальный опрос учащихся в довольно быстром темпе на темы “погода”, “свободное время” и т. д

Детям нравится такая форма речевой зарядки, т.к. она позволяет показать, как много они уже знают, что они могут быть равноправными партнерами при общении .Слабых учащихся можно стимулировать шансом получить хорошую оценку за проведение речевой зарядки.

Наряду с основной целью речевая зарядка может решать целый комплекс учебных и воспитательных задач. Ее необходимо варьировать в зависимости от целей урока, степени подготовленности учащихся, их уровня владения языком. . Речевая зарядка является одним из важнейших элементов урока, на которые учителю следует обратить особое внимание, т.к. она позволяет наиболее эффективно использовать урочное время

Для младшей ступени обучения характерно использование игры как средства обучения. Однако, игра не должна стать самоцелью, она должна носить обучающий и воспитывающий характер.

^ Грамматическая речевая зарядка может проводиться в форме игры в “молчанку”.

Отдельное место занимает грамматическая речевая зарядка. Ее целесообразно проводить перед письменными тестами. Коммуникативный компонент здесь отсутствует, но, тем не менее, она позволяет освежить знания, снять эмоциональное напряжение.

^ На доске записаны слова, обозначающие части речи, ученик поднимает руку , когда учитель показывает на глагол ( заданную часть речи).

При проверке небольших текстов (5-6 предложений) ученик поднимает руку, если слышит заданное слово.

^ Речевая зарядка на начальной ступени обучения.

Игра является основным средством обучения младших школьников. Поэтому речевая зарядка также проводится в форме игры.

^ 1. Речевая зарядка как средство активизации внимания.

Учащиеся и учитель встают в круг, держась за руки.

Команда 1: Расслабьтесь, закройте глаза.
Команда 2: Внимание! Учитель пожатием руки передает сигнал, начиная считать вслух.


По тому, насколько быстро учащиеся передают сигнал, можно судить о степени их психо-эмоционального состояния, об их внутренней готовности к уроку.

Такая форма зарядки позволяет научить детей концентрироваться, реагировать на команду “Внимание!”, которую подает учитель при объяснении нового материала. Устная регистрация времени способствует увеличению скорости реакции, что является условием быстрого темпа ведения урока. При этом можно повторить числительные или алфавит. Если дополнить эту зарядку исполнением песни или стихотворения, изученных ранее, то попутно решаем учебную задачу – повторение изученного – и воспитательную – сплачиваем коллектив.

^ 2. Речевая зарядка как средство развития памяти.

В учебном процессе, как правило, основной упор делается на зрительную и слуховую память. Что касается тактильной памяти, то она абсолютно не задействована. Игра “Передай, пожалуйста, сюрприз!” является отличным способом развить этот вид памяти, а также внимание, языковую догадку.

Учащиеся встают в круг, лицом к лицу. Руки находятся за спиной. Учитель дает в руки одному из учеников игрушку. Тот ощупывает ее, стараясь догадаться, что это такое, и передает другому и т.д. Затем учитель забирает игрушку после того, как она побывала у всех игроков, и спрашивает, что это было.Учащиеся называют свои варианты.

^ При изучении темы»ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ», ПЕРЕДАВАЯ ПРЕДМЕТ , УЧЕНИКИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ ЕГО ПРИЗНАКИ. ( МЯЧ -КАКОЙ?-КРУГЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ТВЁРДЫЙ, РЕЗИНОВЫЙ).

Эта игра оптимизирует учебный процесс, вносит элемент новизны, позволяет расширить словарный.

^ 3. Речевая зарядка как средство расширения словарного запаса.

Благодаря игре, вводимой в начале урока, можно без особых усилий вдвое расширить лексический запас. Например, игра “ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК ”.

В «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» положены предметы ПО ТЕМЕ «овощи», «фрукты» «школьные принадлежности» . В процессе игры учитель вынимает и уже знакомые предметы, и незнакомые, названия которых сообщаются тут же. Обычно через 2-3 игры эти названия прочно закрепляются в памяти.

^ Эта игра дает возможность отработать вопрос “Что это?”, общие вопросы, закрепить пройденную лексику. Со временем дети сами проводят эту игру.

Другой вариант: игра « Фокусник» Для игры понадобится стул, мелкие игрушки или предметы школьного обихода, плотная ткань. Учитель раскладывает предметы на стуле и закрывает тканью так, чтобы их не было видно. Затем стул выносится на всеобщее обозрение. Учащиеся пытаются угадать, что находится на стуле. Угадавший становится “фокусником”.

^ 4. Речевая зарядка как средство обучения чтению.

На доске написано слово, но открыта только первая буква. Учащиеся называют буквы, пытаясь угадать следующую, и т.д. Угадавший слово начинает читать первым . В дальнейшем эту игру могут проводить сами учащиеся.

^ 5. Речевая зарядка как средство контроля.

В целях контроля и повторения пройденного речевая зарядка может использоваться с наибольшей активностью.

^ Например, при проверке знания числительных можно провести игру По порядку расчитайтесь”.

Учащиеся выстраиваются в шеренгу. Командир подает команду “Рассчитайся!” Учащиеся употребляют числительные требуемого диапазона.

^ Таким образом, можно проверить знания порядковых и количественных числительных как в порядке убывания, так и в порядке возрастания.

Следует заметить, что речевые зарядки, используемые на младшей ступени обучения, можно употребить и на уроках в средней ступени обучения с тем, чтобы разнообразить учебный процесс. С этой же целью можно использовать речевые зарядки средней ступени на уроках в старшем звене.

^ Речевая зарядка на средней ступени обучения.

Обучение на средней ступени характеризуется увеличением роли учащегося в учебном процессе, что предъявляет к нему большие требования, справиться с которыми он иногда не может в силу ряда причин: физическое здоровье, психоэмоциональное состояние, особенности личности. Мотивация в этот период не имеет практической направленности и носит личностно-ориентированный характер. Ее стабильность обуславливается наличием успеха, а речевая зарядка как раз дает чувство успеха уже в самом начале урока, оптимизируя, таким образом, весь учебный процесс.

^ 1. Речевая зарядка как средство расширения словарного запаса.

Учащиеся должны выполнить следующие задания с помощью карточек (стандартный набор 40 прилагательных):

  • Выбрать черты характера, которые есть у себя, у друзей, у родителей.

  • Выбрать положительные и отрицательные черты характера.

  • Подобрать синонимы (антонимы) к заданному слову.

^ 2. Речевая зарядка как средство формирования языковой догадки.

По названию догадаться о чём пойдёт речь в произведении.

3. Речевая зарядка как средство контроля устной речи.

Перед учащимися вывешен ряд картинок. Задание: “Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке”. Включение принципа наглядности позволяет разнообразить учебный процесс, дает возможность использовать пройденную лексику и ввести новую, употреблять речевые клише “я думаю”, “я считаю” и т.д.

^ 4. Речевая зарядка как средство развития памяти, внимания.

На доске помещается таблица , в каждой клетке цифра или изображение предмета . Через 1 минуту учитель убирает таблицу. Учащиеся называют предметы.

На средней ступени наибольшую роль играет ориентация на личность учащихся. Речевая зарядка может проводиться в виде блиц - анкетирования, составления диалогов на интересующие подростков темы.

^ Речевая зарядка на старшей ступени обучения.

Обучение на старшей ступени характеризуется быстрым темпом проведения, что обеспечивается более высоким уровнем владения языком, речевыми умениями. Соответственно, речевая зарядка решает следующие задачи.

^ 1. Речевая зарядка как средство оптимизации учебного процесса.

Учащимся раздаются листки бумаги, на которых они пишут несколько предложений по заданной теме, с заданными словами .

Обсуждение занимает 5 минут, но за это время можно активизировать речевые образцы, а также, грамматические структуры.

^ 2. Речевая зарядка как средство развития умения говорения, аудирования.

По картинкам, имеющим отношение к теме урока, учащиеся составляют короткие рассказы и оценивают друг друга.

По наблюдениям психологов картинки, не имеющие ярко-выраженные очертания, стимулируют мыслительную деятельность гораздо сильнее. Следовательно, для обеспечения закладывания речевых образцов в долговременную память необходимо использовать схематические рисунки. Важно уложиться в строго отведенное время, использовать заранее определенные лексико-грамматические единицы.

^ 3. Речевая зарядка как средство развития внимания, навыков сопоставления, сравнения.

Учащимся предоставляются слегка различающиеся между собой картинки. Необходимо найти отличия. Работа может происходить совместно, или отвечает один ученик, а другие его координируют.

Благодаря зарядке “Найди отличия” можно использовать лексико-грамматические структуры, употребляемые в сравнениях, расширить запас слов.

^ 4. Речевая зарядка как средство развития аналитического мышления.

В начале урока учащимся предлагается внимательно осмотреть класс, назвать произошедшие изменения. Учитель предварительно вносит изменения в оформление классной комнаты.

^ 5. Речевая зарядка как средство развития языковой догадки.

Учащимся предлагаются фразеологизмы, слово-сленг, американизм и т. п. для историко-этимологического анализа.

Для этого им рекомендуется подобрать синонимы, найти образ, послуживший причиной возникновения того или иного слова. Неожиданные образы стимулируют мыслительную деятельность.

^ 6. Речевая зарядка как средство закрепления грамматических навыков.

Учащимся предлагается набор слов из предложения, которое они должны составить за определенный период времени.

Такая “мозаика” позволяет тренировать навыки построения предложений, грамматических конструкций, а также языковую догадку.

^ 7. Речевая зарядка как средство развития умения монологической речи.

В качестве речевой зарядки сейчас очень редко используют “политинформацию”, когда ученики сообщают о последних событиях, происходящих в стране и за рубежом.

Особенно эффективно проводить такую речевую зарядку при подготовке к диспутам, дискуссиям, т.к. позволяет многократно повторить требуемую лексику, тренирует навыки и умения монологической речи.

Речевая зарядка для старшей ступени обучения является тренировкой полученных знаний и умений, обеспечивает переход к интенсивной работе на уроке.

Похожие:

Использование речевой зарядки при коррекции iconЛогопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи...
На коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием...
Использование речевой зарядки при коррекции iconАлгоритмический подход в преподавании органической химии в 10-м классе
Проблема использование алгоритмов в электронном виде заинтересовала своей актуальностью. В своей работе алгоритмы использую на следующих...
Использование речевой зарядки при коррекции icon1-4 классы русский (родной) язык введение
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими...
Использование речевой зарядки при коррекции iconГимнастика с основами акробатики
Гигиена девушек во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности на уроках. Комплекс зарядки (содержание). Первая...
Использование речевой зарядки при коррекции iconМузыкотерапия  это  контролируемое использование музыки в коррекции...

Использование речевой зарядки при коррекции icon«Роль сказкотерапии в коррекции поведения и коррекции эмоционально волевой сферы «особых детей»»
Кбоу «Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Использование речевой зарядки при коррекции iconОрганизация «Дня диагностики, регулирования и коррекции»
Для оптимальной системы внутрисадовского контроля в летний период проводятся дни диагностики, регулирования и коррекции
Использование речевой зарядки при коррекции iconК психологической коррекции детей
«родители ребенок». Использование в коррекционных целях подхода «Руководство взаимодействием». Поведенческая терапия детско-родительских...
Использование речевой зарядки при коррекции iconОпределение онр. III уровня онр
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой...
Использование речевой зарядки при коррекции iconИспользование проектной методики  при обучении английскому языку
«Использование проектной методики при обучении английскому языку» Тамбов ипк ро 2007 год, автор: Брыксина Ирина Анатольевна, учитель...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница