Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека»




Скачать 131,33 Kb.
НазваниеСтатья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека»
Дата публикации28.09.2013
Размер131,33 Kb.
ТипСтатья
pochit.ru > Астрономия > Статья
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека»
Аннотация: статья посвящена проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста. В ней представлена классификация профессиональной деятельности человека по целевому назначению. Особое внимание уделено современным формам ознакомления с профессиональным трудом и хобби взрослых вне занятий.
Ключевые слова: профессиональный труд, хобби, классификация, профессиональные цепочки, традиции, профессиональные праздники, результаты труда, трудовые действия, униформа, предметы-помощники.
Мир современного человека очень богат и разнообразен. Каждый человек создает его согласно своим интересам и потребностям. Понять ребенку мир взрослого совсем непросто.

Расширение представлений детей дошкольного возраста о мире человека проходит по нескольким основным направлениям, одним из которых является деятельность человека.

Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, что старшим дошкольникам вполне доступно понимание видов труда человека и классификация его профессиональной деятельности по целевому назначению.


Труд человека




Профессиональный

Бытовой

Хобби



Классификация профессиональной деятельности

по целевому назначению


Профессии, направленные на создание конкретных предметов и произведений

искусств

Профессии, связанные с изучением многогранного мира

Профессии, обслуживающие потребности и желания человека

строитель

археолог

парикмахер

металлург

астроном

почтальон

ткач

ученый

врач

художник

уфолог

артист

музыкант

зоолог

журналист


Работая со старшими дошкольниками по расширению представлений о профессиональной деятельности человека, предлагаем им проследить взаимосвязь между отдельными профессиями. Дети узнают, что оказывается профессии можно выстроить в цепочки, показывающие последовательность их появления в жизни человека. Например: астроном – космонавт; водитель – машинист – лётчик – космонавт; косарь – комбайнёр и т.д.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что любая деятельность человека имеет свой результат: это - рукотворные предметы (старинные , новые и усовершенствованные); произведения искусств (картины, музыкальные и литературные произведения); разнообразные здания, мосты и пр., изобретения и открытия. Хорошее настроение часто тоже результат деятельности людей (например, посещение театра, цирка, концерта, музея или парка аттракционов.)

Представления о рукотворных предметах и материалах можно расширять за счет дополнительной исторической информации как выглядел предмет в разные времена, как совершенствовался, какие новые функции появились и т.п.; когда появился конкретный материал, что из него делают, какие возможности открыл перед человечеством. Так как количество тематических занятий по ознакомлению с трудом взрослых ограничено, на занятия педагоги должны выносить наиболее сложные содержания. При этом многие занятия – это старт к последующей деятельности детей в повседневной жизни. Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять систематизировать накопленные представления о труде взрослых; но и вводить новые содержания.
Формы работы вне занятий

  • Встречи с интересными людьми

  • Традиция «Наши славные дела»

  • Работа с альбомом «Все работы хороши!»

  • Совместная трудовая деятельность

  • Знакомство с профессиональным праздником


«Встречи с интересными людьми»

Цель: формировать у детей понятие «деятельность человека»; расширять круг познавательных интересов; формировать у детей умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу.

^ Главные методические принципы:

  1. Гость обязан во время встречи обозначить в сознании детей все разновидности трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труб хобби и увлечения. Однако гость подробно останавливается только на одном виде труда.

  2. Выбранный гостем вид трудовой деятельности взрослого человека, преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

  3. Обязательно демонстрируются результаты труда; некоторые способы и трудовые действия; предметы-помощники.

  4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

^ Профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада; приглашенные профессиональные музыканты, военные, художники и т.д.

Домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи, стирка и т.п.

^ Хобби и увлечения - труд для души:

а) ручной труд – вязание, шитье, плетение, резьба по дереву, моделирование, макраме и т.п.

б) труд в природе – выращивание овощей, фруктов, цветов; разведение и уход за животными и п.д.

в) увлечения, связанные с искусством – игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование музыкальных записей, книг по искусству, произведений народного художественного промысла и т.п.

5.Желательно приглашать на встречи людей, с которыми дети познакомились в процессе других мероприятий (экскурсий). Например: дети познакомились с профессиональной деятельностью помощника воспитателя; а во время традиционной встречи с интересными людьми няня рассказывает детям о своем увлечении (вязании).

^ Примерная последовательность проведения «Встреч с интересными людьми».

  1. Приход гостя. Знакомство с гостем. Приветствие гостя детьми (речевой этикет)

  2. Рассказ гостя о своей трудовой деятельности с демонстрацией результатов труда, трудовых действий, предметов-помощников.

  3. Прощание с гостем.

В качестве примера приведу рассказ помощника воспитателя о своём увлечении – вязании.

«Вы знаете, что взрослые много трудятся: ходят на работу; трудятся и дома (стирают, убирают, готовят пищу и т.п.), трудятся для души. Сегодня я расскажу вам о своем увлечении, которым я занимаюсь, когда отдыхаю. Это- вязание. Посмотрите, вот эти вещи я связала своими руками (показ вещей)

Для того, чтобы связать эти вещи, мне понадобились спицы (показ спиц). Спицы, главные помощники в моем увлечении. С их помощью я вяжу разные вещи. А как вы думаете, дети, что еще необходимо иметь для вязания? – Конечно, для вязания нужны нитки. Посмотрите, какие они (няня достаёт корзинку , в которой лежат цветные клубки; показывает их детям).

А знаете ли вы, за что я люблю вязание на спицах? Когда я вяжу, мне кажется, что я превращаюсь в волшебницу. Волшебство – это необычные превращения. Берешь простые спицы и простые нитки, и в твоих руках, с их помощью появляются красивые узоры, теплые вещи. Но разве это не волшебство!

Но волшебство начинается лишь только тогда, когда спицы и нитки попадают в умелые руки. Когда я была маленькой, я не умела вязать (я не была еще волшебницей). Но я любила наблюдать, как вяжет моя бабушка, бывало? убежишь гулять на улицу, вернешься, а у бабушки уже готовы теплые и мягкие носочки. Когда я чуть подросла, бабушка научила меня вязать. Сначала мне сложно было осваивать секреты вязания, зато сейчас для меня это не тяжелый труд, а удовольствие. Когда я вяжу – я отдыхаю. Посмотрите, как ловко и быстро я умею вязать».

Помощник воспитателя показывает детям свое мастерство в вязании. При этом она предлагает рассмотреть заранее связанный башмачок для куклы (пинетки), и на глазах у детей быстро довязывает второй. Вместе с детьми няня обсуждает, какой кукле надеть эти башмачки.

Воспитатель вместе с детьми восхищается мастерством няни, благодарят ее за рассказ и показ, просят в последующем научить желающих детей вязанию.

Так, например, в ноябре одну из встреч необходимо посвятить российскому празднику Дню милиции (10 ноября). В рамках этой встречи рекомендуется объяснить (вспомнить) некоторые правила личной безопасности (поведение при встрече с незнакомыми людьми; если ты потерял и заблудился и др. и пр.); закрепить сигнал тревоги «02» (например, кто быстрее из ряда цифр соберет сигнал тревоги (номер телефона), который нас свяжет с милицией. Информация, принятая из уст представителя правоохранительных органов, более эмоционально воспринимается детьми и быстрее запоминается.

Другой праздник, который заслуживает внимания – это День работников сельского хозяйства. На встречу с детьми можно пригласить людей разных специальностей, связанных с сельским хозяйством. Через рассказы взрослых следует красной нитью провести мысль о зависимости сельскохозяйственного труда от природы: от сезонов весна, лето, ранняя осень – период интенсивного труда. Зима – период затишья . от погодных условий (поздняя весна, дождливое ,засушливое лето, ранние заморозки – плохой урожай; дружная ровная весна, теплое лето, нормальная осень – хороший, во время собранный урожай) . Сообщения взрослых дети подтверждают своими наблюдениями за природой (демонстрируют календари природы за два года, сопоставляют свои наблюдения с повышенной информацией: «В этом году выращивать урожай было сложно, потому что была поздняя весна и засушливое лето»). Дети могут показать гостям свой «зеленый детский сад».

Эффективной формой приобщения детей к труду взрослых является традиция «Наши славные дела»

Цель- формировать у детей уважение к труду, стремление участвовать в посильном труде.

В течение учебного года детей активно знакомят с трудовой деятельностью взрослых людей. При этом на параллелях необходимо формировать у детей собственную активную позицию по отношению к трудовым усилиям. Для этого их необходимо привлекать( а вернее завлекать ) к различным трудовым усилиям. При этом педагогам следует помнить:

-в детях необходимо пробудить желание трудиться (помогать себе и другим);

-дети обязательно должны видеть (наблюдать) результаты своих трудовых усилий;

Дети должны прочувствовать значимость своих трудовых усилий для себя и других (людей, природы).

^ Главный методический ход– совместная деятельность взрослых и детей.

Посмотрите , дети еще не владеют многими трудовыми способами, у них нет навыка обращения со многими орудия труда. Поэтому, даже имея огромное желание , и предприняв попытки что-то сделать , ребенок часто не может получить должного результата. В этом случае у детей пропадает интерес к труду и желание трудиться. Более того, дети даже сознательно начинают избегать те мероприятия, в которых предусмотрены трудовые усилия.

Но этого никогда не произойдет, если рядом будет умный и понимающий взрослый, который поможет ребенку добиться желаемого результата; подбодрит и похвалит; расскажет другим о «трудовых достижениях» каждого ребенка и группы в целом.
^ Примерная последовательность проведения

традиционного мероприятия «Наши славные дела»
Предварительная работа

Начиная с сентября, педагог фиксирует различные трудовые усилия детей своей группы. Это могут быть зарисовки с соответствующими записями, фотографии детей за работой и полученного результата.

Усилия ребёнка могут быть самые маленькие; это могут быть не постоянные обязанности, а разовые моменты. Главное, чтобы это были реальные дела.

Собранные материалы педагоги оформляют в виде альбома или газеты-плаката под названием «Наши славные дела».
^ Проведение мероприятия

Традиционная беседа проводится примерно один раз в три месяца. Во время этой беседы педагог с детьми вспоминают конкретные дела детей: кому и как помогли. При этом рассматривают рисунки и фотографии. Педагог с детьми планирует свои славные дела на будущее.

Желательно на эти мероприятия приглашать родителей детей группы, сотрудников детского сада. На всех мероприятиях подчеркивается мысль о том, что дети в группе не сидят без дел: они тоже трудятся по мере своих сил.
^ Создание альбома «Все работы хороши!»

Цель – закреплять и расширять представления детей о профессиональной деятельности людей (из близкого окружения).

Создание альбома. Альбом «Все работы хороши!» – своеобразное наглядное пособие для закрепления и расширения представлений детей о самом сложном для их понимания виде трудовой деятельности человека – о профессиональном труде.

Каждой профессии отводится отдельная глава (несколько страниц). В первую очередь альбом заполняется информацией о тех профессиях, с которыми дети знакомятся целенаправленно (на занятиях, экскурсиях). Обычно это профессии людей из ближайшего окружения детей (сотрудники детского сада) чей труд они могут непосредственно и неоднократно наблюдать, ощутить на себе их роль и пользу; принять посильное участие.

Оформление главы альбома по каждой профессии включает в себя следующие содержательные моменты:

- изображение представителя конкретной профессии (картинка или фотография реального знакомого детям человека);

- атрибутика (предметы-помощники, специальная одежда, дополнительные материалы, например повару нужны определенные продукты для приготовления различных блюд, портному – ткань, пуговицы, кружева, тесьма и т.д.);

- результаты труда;

- дополнительная информация (на основе полученных представлений фиксируются правила поведения, правила обращения с чем –либо (правила безопасности и т.д.)

Альбом создается и обогащается новыми материалами постепенно, работа с ними проводится в течение учебного года.
^ Совместная трудовая деятельность

Она может быть связана не только по уходу за объектами природы (пересаживание цветов, выращивание рассады и высаживание ее на участке детского сада и т.п.).

Педагог и дети во время совместной трудовой деятельности оформляют и изготовляют настольно-печатные игры; создают или пополняют коллекции.

Она может быть связана с ручным трудом (шитье, вышивка, вязание, плетение и т.д.)

В процессе совместной трудовой деятельности осуществляются и разные виды хозяйственно-бытового труда (стирка кукольного белья, купание кукол, обновление причесок кукол и др.)
^ Знакомство с профессиональными праздниками.

Цель: ввести понятие «профессиональный праздник», как показатель уважения к людям разных профессий.

Детям рассказывается о том, что любой труд цениться и принимается с благодарностью. Каждый человек любит свою профессию и уважает труд других людей. В нашей стране особое отношение к деятельности людей разных профессий проявляется в праздниках. Их так и называют профессиональные праздники. В эти дни люди определенных профессий получают поздравления, награды, благодарность за свой труд, улыбки и цветы. Давайте и мы в течение всего года проследим, какие профессиональные праздники отмечаются в России. Воспитатель в начале каждого месяца перечисляет профессиональные праздники, а затем в день самого праздника (накануне) проводит беседу о профессии с рассматриванием иллюстраций. Конечно же, не все профессиональные праздники стоит вносить в работу с детьми. При отборе праздников педагоги, прежде всего, ориентируются на знакомые, доступные пониманию ребенка. Обязательно при отборе праздника обращается внимание на профессии, отражающие особенности региона.
^ Перечень основных государственных

профессиональных праздников России
В представленный перечень включены не все профессиональные праздники. Здесь представлены только те, социальное значение которых в большей или меньшей степени может быть понятым старшими дошкольниками. Не на все профессиональные праздники стоит обращать пристальное внимание детей. Необходимо учитывать особенности региона, города, развития промышленности и сельского хозяйства, основных их направлений, преобладающие профессии родителей воспитанников детской группы. Данный перечень поможет спланировать педагогам заранее работу с детьми.


дата

Праздник

13 января

День российской печати

23 февраля

День защитников Отечества

4 апреля

День геолога

12 апреля

День авиации и космонавтики

7 мая

День радио

13 июня

День работников текстильной и легкой промышленности

20 июня

День медицинского работника

4 июля

День работников речного и морского флота

11 июля

День Российской почты

18 июля

День металлурга

25 июля

День Военно-Морского Флота

1 августа

День железнодорожника

8 августа

День строителя

15 августа

День Воздушного Флота России

27 августа

День российского кино

29 августа

День шахтера

5 сентября

День работников нефтяной и газовой промышленности

19 сентября

День работников леса

26 сентября

День машиностроителя

5 октября

День учителя

31 октября

День работников автомобильного транспорта

10 ноября

День милиции

21 ноября

День работников сельского хозяйства


Используемая литература:

  1. Антонова А.В., Веракса Н.Е., Комарова Т.С. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва. Мозаика-Синтез. 2010. с.270

  2. Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Якобсон С.Г. Методические рекомендации к апробации Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Москва. ФИРО. 2007.

  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – Москва. Мозаика-Синтез.2007.

  4. Дыбина О.Б. Что было до...Игры-путешествия в прошлое предметов. – Москва,1999.

  5. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – Москва. Мозаика-Синтез. 2008.

Похожие:

Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconОб организации художественно-эстетической деятельности старших
Хочу поделиться своим опытом работы по организации художественно-эстетической деятельности старших дошкольников
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconСтатья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию...
Ьное учреждение "Детский сад для детей раннего возраста "Малыш". Выявлены и обоснованы критерии готовности дошкольников к инновациям...
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconИгры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты...
Она предназначена для выявления и коррекции у школьников представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к...
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconФормирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на повседневную сферу
Итии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной...
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconКонкурсанта. Егорова Людмила Александровна
Авторские публикации*Статья в краевом сборнике научно – практической конференции с международным участием тема: «Развитие экологических...
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconПримерная тематика рефератов и курсовых работ по теории и методике...
Педагогические условия повышения двигательной активности старших дошкольников на прогулке
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» icon8. Познание и его формы
Опыт и теория. Понятие истинного знания. Познание и образование. Философские образы мира и человека. Формы постиже­ния бытия. Миф,...
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconПлан работы мо воспитателей Советского района на 2010-2011 уч г
Экономическое воспитание старших дошкольников в условиях совместной деятельности семьи и доу
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconФормирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
Работа выполнена в гоу впо «Челябинский государственный педагогический университет»
Статья «Современные формы расширения представлений у старших дошкольников о профессиональной деятельности человека» iconПрограмма работы творческой группы «Развитие творческих способностей...
Государственное образовательное учдеждение дополнительного профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница