Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это




Скачать 49,12 Kb.
НазваниеСамодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это
Дата публикации12.09.2013
Размер49,12 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Астрономия > Документы
Цепные передачи
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это двигатели от мопеда или мотоцикла, колеса от велосипеда, мотороллера или мотоколяски, кое-ка­кие стандартные заводские или само­дельные узлы и детали. Когда возника­ет идея соединить их все в той или иной конструкции, неизбежно встает во­прос: какую взять ведомую звездочку (ведущая уже есть — на двигателе), как ее рассчитать?

Самое простое и доступное — это расчет пропорции. Например, у вас есть мотор от мопеда, диаметр заднего ко­леса которого D, имеет ведомую звез­дочку с числом зубьев Z1. А вы хотите использовать его на своей машине в комплекте с колесом диаметром d. Следовательно, вам надо подобрать или изготовить звездочку с числом зубь­ев Z2 — оно легко подсчитывается по следующей формуле:

В результате может получиться не целое число, а дробное. Понятно, что звездочки с половиной или четвертью зуба не бывает. Поэтому значение надо округлить до ближайшего целого числа. Но помните, что, округляя в большую сторону, можно выиграть в мощности (приемистость будет лучше, двигатель осилит повышенную нагрузку), но про­играть в максимальной скорости. С меньшим целым числом зубьев все получится наоборот.

И еще. Не забудьте при расчете срав­нить между собой числа зубьев Z1 ве­дущей (на двигателе) и Z2 ведомой (рассчитываемой) звездочек. Они не должны быть кратными, то есть:

где П — любое целое число. Иначе воз­можно периодическое суммирование нагрузки цепи из-за биения звездочек, что делает неравномерным ход переда­чи, увеличивает ее износ, повышает шум.

Кроме того, чтобы передача не изна­шивалась, не забудьте и такое прави­ло: число зубьев любой звездочки не должно быть кратным числу звеньев цепи, то есть:

где N — число звеньев.

Почему так? Рассмотрим пример. До­пустим, у звездочки по расчетам полу­чилось 25 зубьев, а цепь имеет 100 звеньев. Если при совмещении како­го-либо одного зуба с определенным звеном происходит наибольший натяг цепи, то это совмещение при наших расчетных данных будет повторяться на каждые четыре (100:25=4) оборота звездочки. Прибавьте к этому собствен­ные колебания цепи, появляющиеся на большой скорости. Таким образом, быстрый износ передачи неизбежен.

Кстати, с целью уменьшения эффекта резонанса в конструкцию задних колес вводят резиновые гасители колебаний, за исправностью которых надо особен­но следить.

Но продолжим наш расчет. Выбрав другую звездочку, с 24 зубьями, после несложных арифметических действий видим, что нежелательное совмещение будет повторяться всего лишь один раз за 24 полных оборота цепи. С этим вполне можно примириться.

Есть и другие варианты. Например, может случиться, что заменить звездоч­ку нельзя, зато можно или даже жела­тельно сместить вперед или назад коле­со. Тогда пересчитаем длину цепи с учетом нового числа ее звеньев и уточ­ним межосевое расстояние звездочек. Делается это с помощью следующей формулы:

где А — межосевое расстояние, мм;

t — шаг выбранной цепи, мм;

N — число звеньев цепи;

π=3,14.

Если полученное расстояние не уст­раивает, можно пересчитать его, взяв другое значение N.

Но допустим, что необходимо опре­делить длину цепи по конструктивно заданному межосевому расстоянию. Найдем ее по формуле:

где At — ориентировочное межосевое расстояние, взятое в шагах цепи, то есть:

Полученное значение округляем до целого числа (учитывая все приведен­ные выше соотношения) и по форму­ле уточняем истинное межосевое рас­стояние.

Не забудьте в вашей конструкции предусмотреть регулировку натяжения цепи. Это может быть либо устрой­ство с роликом, либо паз, позволяющий смещать ось колеса, либо салазки для изменения положения двигателя, либо что-то еще, обеспечивающее натяг. Ни в коем случае нельзя укорачивать цепь, желая устранить провисание при ее вытягивании. В эксплуатации такая цепь будет крайне ненадежной. Теперь уже понятно почему: нарушаются все математические соотношения.

Немного об эксплуатации. Как уже отмечалось, большое значение для уменьшения износа цепи имеет ее на­тяг. В зависимости от конструкции под­вески вашей машины надо четко опре­делить, в каком положении вилки цепь наиболее натянута, и только тогда ве­сти регулировку. В одних случаях мак­симальный натяг наблюдается при ос­вобожденной от нагрузки подвески, в других — при нагруженной (рис. 1).

Рис. 1. Максимальное натяжение цепи происходит при наименьшей (а) или при наибольшей (б) нагрузке на вилку в зави­симости от того, выше или ниже оси коле­са и вала двигателя расположена ось ма­ятниковой вилки:

^ 1 — звездочка колеса, 2 — цепь, 3 — ма­ятниковая вилка, 4 — ось маятниковой вилки, 5 — ведущая звездочка.
Установив подвеску в требуемое по­ложение и медленно вращая колесо, можно убедиться, что цепь провисает то сильнее, то слабее. Это объясняется как неравномерным износом звеньев, так и возможным биением звездочек. Регулировать провис надо только то­гда, когда цепь наиболее натянута. Ес­ли вы по какой-то причине не сделаете такой проверки и подтянете цепь как придется, значит, в определенный мо­мент она будет испытывать перегрузку, быстро изнашиваться сама и изнаши­вать подшипники вала двигателя и сту­пицы колеса.

Случается, что добиться оптимально­го натяжения при регулировке не удает­ся: то цепь слишком натянута, то про­висает так, что перескакивает через зубья звездочек. В этом случае ее луч­ше заменить, возможно, вместе со звез­дочкой. Иначе и новая передача очень быстро износится, ибо зубья такой фор­мы (рис. 2) стремятся вытолкнуть звенья наверх и вытягивают цепь.


Рис. 2. Характер износа зубьев звез­дочки, непригодной для дальнейшей экс­плуатации.
Кстати, о вытягивании. Многие кон­структоры понимают это в прямом смысле слова. Дескать, цепь под нагруз­кой становится длиннее. Это неверно. Цепь не прослужила бы и часу и по­рвалась при повышении нагрузки. Вы­тягивание, то есть удлинение цепи про­исходит не за счет остаточной дефор­мации, а за счет износа в соединениях звеньев, примерно так, как показано на рисунке 3.


Рис. 3. Вытягивание цепи из-за износа пластин и валиков.
Еще о причинах быстрого износа ценной передачи. Будет идеально, если вам удастся в своей конструкции за­крыть передачу защитным кожухом. Статистика показывает, что хорошо смазанная закрытая цепь служит в не­сколько раз дольше открытой. И по­нятно почему: пыль, грязь и песок, по­падая на трущиеся поверхности, как наждачная шкурка, «съедают» соединения.

Описанные во многих источниках классические способы увеличения срока службы цепи методом «проварки» ее в графитовой смазке, значительно способ­ствуют уменьшению износа, но, как правило, мало используются на практи­ке из-за трудоемкости и сложности. Поэтому большинство вело- и мотолюбителей под различными предлогами из­бегают «проварки» и смазывают цепь снаружи. Тем самым только способству­ют оседанию, налипанию грязи, а следовательно, и интенсивному абразивно­му износу цепи. Как считают опытные эксплуатационники, если цепь не «про­варивать», то лучше оставить ее совер­шенно сухой, не смазывая ничем.

Думается, эти простые советы приго­дятся всем, кто только прорисовывает свою будущую машину и кто уже не первый год эксплуатирует самодельную конструкцию с цепной передачей.
«Моделист-конструктор» №5, 1987г.

Похожие:

Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconПроверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные...
Грузов. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. Устранять мелкие неисправности, возникающие...
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconАнаэробная инфекция
Анаэробы – это чаще всего грамм+ спорообразующие палочки рода Clostridium. Также сть и не спорообразующие, например, кампилобактер....
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это icon1. Сниженная способность зрительно-двигательных координации: дети...
И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители...
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconН. М. Амосов в последние годы всё чаще мы говорим о здоровье наших...
Ы в этой ситуации чаще приходится задумываться: может ли детский сад и школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся...
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconК сожалению, большинство людей в мире имеют такие вредные привычки,...
Если человек курит – он засоряет не только свои лёгкие, но и легки окружающих его людей. Но самое досадное – это то, что этот человек...
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconЭто загадочное явление. С одной стороны, они точно есть, поскольку...
Но дело в том, что взрослые совершенно не знают, как обходиться с детскими чувствами. Многие из взрослых пытаются быстро погасить...
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconМ етафизика и мистикасвет а в дискурсе художественного текста
Метафоры и символы в художественном тексте, как правило, индивидуальны, и чем более они уникальны, тем более эстетически информативны....
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconВиталий Леонтьев. 300 лучших программ на все случаи жизни
У всех Самых Необходимых Вещей в этом мире есть одно пренеприятнейшее свойство: в нужный момент их никогда не оказывается под рукой....
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
...
Самодеятельным конструкторам транспортных средств, да и моторной сельхозтехники, чаще всего приходится работать с тем, что есть под рукой. Как правило, это iconЗлопамятные животные. Люди, покупающие пони для своих детей, и не...
Единственное условие в этом случае для маленькой лошадки пони должен быть настоящим. Те коняшки, которых Вы, возможно, встречали...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница