Урок кубановедения




Скачать 60.56 Kb.
НазваниеУрок кубановедения
Дата публикации12.09.2013
Размер60.56 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Астрономия > Урок
Конкурсное задание «Учебное занятие»
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ
Учитель МБОУ СОШ № 32 г. Краснодара

Верич Анна Николаевна

Тема урока: Становление образования на Кубани. Войсковые казачьи школы и гимназии.
Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами становления школьного образования на Кубани и деятельностью кубанских просветителей в сфере становления системы кубанского образования. Способствовать складыванию осознания ценности знания и образования в жизни, прививать чувство гордости и любви к малой Родине.
^ Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с основными этапами становления школьного образования, видами учебных заведений Кубани и особенностями войсковых казачьих школ.
Воспитательные:

Воспитать уважение к прошлому нашего народа и традициям кубанского казачества.
Развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации.

Способствовать развитию интереса и бережного отношения к культуре родного края, складыванию осознания ценности знания и образования в жизни.
^ Оборудование урока:

Мультимедийная презентация.

Конверты с тематическим набором казачьих пословиц.

Лото для складывания портфеля гимназиста.

Макеты словарей «летописи становления образования».

^ Отрывки с текстами о школах.

Бланки для объяснительных.

Наборы оценок для заключительной части урока.

Тетради гимназиста и перья с чернилами.

Наборы для рассказа о кубанских просветителях.
Вид урока: овладение новыми знаниями.
Тип урока: урок-лаборатория.
Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть урока с элементами практикума.

  3. Закрепление.

  4. Рефлексия.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по кубанской земле. Пройти старыми улочками Екатеринодара, охватить взглядом бескрайнюю даль кубанских полей, заглянуть в гостеприимно распахнутые казачьи хаты. Побалакать о житье-бытье со станичниками. Погреться под лучами щедрого кубанского солнца.

Разным может быть маршрут нашего путешествия, разных людей можно встретить на своём пути. Много интересных и необычных мест можно посетить: музеи, мастерские художников, подворья домовитых казаков. Я же приглашаю вас в дом, знакомый вам с детства, где бы ни были вы в большом городе или маленьком хуторе, место это знакомо каждому, для каждого оно значимо в жизни. Давайте попытаемся догадаться, где же мы с вами сегодня побываем?

Задание. Перед вами на столах лежат тексты, внимательно прочтите их и определите, куда же мы с вами сегодня отправимся, объясните, почему вы пришли к такому выводу (работа с текстами, ответы детей).

Учитель: Вы абсолютно правильно догадались и, несмотря на то, что у всех были описаны разные учебные заведения: у кого-то гимназия, у кого-то бурса, а кто-то побывал в станичной школе – есть общие атрибуты школ и прошлого, и настоящего, и будущего. Какие? (Вопрос к классу ответы детей).

Учитель: Всему есть начало. Первые шаги и первое слово, первая азбука и первый учитель – важные моменты в жизни каждого человека. На Кубани казаки издавна тянулись к знаниям. Черноморцы, наследники Запорожской Сечи, переселяясь на Кубань, несли с собой свои обычаи и традиции. Ценности казаков словно в зеркале отражались в пословицах и поговорках кубанцев, они же становились и основой системы народного образования первых казаков-переселенцев. Обратимся к зеркалу народной души – к пословицам, без которых не мыслима была речь казаков, в каждой короткой фразе заключен целый пласт народного опыта. Пословицы – самый популярный и знакомый нам учебник, по которому мы постигаем азы предмета под названием жизнь.

Задание. У каждой группы есть свой набор карточек с пословицами, посмотрите на них и назовите ту ценность казачьей жизни, которая заключена в вашей группе пословиц? Почему вы так решили, какая из пословиц на ваш взгляд наиболее точно отражает определённую вами ценность? (Ответы детей. Проверка правильности выполнения задания при помощи свитков).

Учитель: Сегодня школы и другие образовательные учреждения гармонично вписываются в нашу повседневность. В начале же прошлого века открытие каждого нового учебного заведения, в том числе школ, рассматривалось как большое событие. Умением читать и писать ныне никого не удивишь, а ещё полтора века назад грамотность была явлением далеко не всеобщим. В рассматриваемый период казаки были всерьёз обеспокоены вопросом образования своих детей: организовывали казачьи школы и другие учебные заведения. Обучение в них велось с учётом казачьих традиций, укрепляя вековые устои народа. Тем самым казаки думали не только о своём хозяйственном благоустройстве, но и об образовании детей. Но вряд ли образование стало бы возможным, если бы не было в казачьей среде энтузиастов, которые всю свою жизнь посвятили делу образования и просвещения, именно на плечах кубанских просветителей, их энтузиазме и самоотверженности держались первые кубанские школы.

^ Вопрос к классу: «Каких просветителей Кубани вы знаете?» (Примерные ответы детей).

Задание. Я предлагаю ещё раз вспомнить радетелей кубанской земли и оформить плакаты, рассказывающие об их жизни и жизненных принципах. Перед вами есть необходимые материалы, подготовьте краткий рассказ о предложенном вам просветителе Кубани. Распределите обязанности в группе.
(Раздать конверты для оформления. Работа в группе 5 минут. Оформленные плакаты приклеить на стены дома).
Учитель: На Кубани казаки издавна тянулись к знаниям. Черноморцы, наследники Запорожской Сечи, переселяясь на Кубань, несли с собой зачатки просвещения.

Грамотные люди ценились. Как черноморцы ценили обучение детей, видно из того, что вместе с устройством жилищ они строили школы.

В описи квартир, составленной поручиком Жеребцовым, значится, что в январе 1794 года в курене Пластуновском была уже хата и тут же школа у церковных причётчиков. Разумеется, школа была примитивной. И уже в первых школах, называемых в кубанских куренях грамотейнями, складывались свои традиции.

(Вопрос к классу: А какие традиции есть в вашей школе? Примерные ответы детей).

Одной из традиций сложившейся в станичных школах, было совместное поедание каши. В первый день ученик являлся в школу с крупой, ложкой, медной монетой и ключом. Учитель готовил горшок каши (вынос горшка каши), которую съедали в конце дня ученики, а горшок разбивали. Эта традиции привела к появлению слова, объединяющего всё школьное братство: отныне они именовались однокашниками, т.е. вместе евшие школьную кашу.

Учитель: Первые школы на Кубани появились в 1803 году. Центром распространения грамотности долгие годы был церковный приход. В церковно-приходских школах основным предметом считался Закон Божий, арифметика, пение, церковнославянский язык, чистописание. Кроме того, детей знакомили с основными семейными и общественными обязанностями, обычаями и обрядами. Церковно-приходская школа являлась народной, в ней начинали и заканчивали своё образование почти все питомцы. Из церковно-приходской школы дети выходили прямо на тропу жизни. В классических гимназиях предпочтение отдавалось предметам гуманитарного цикла и древним языкам: греческому, латинскому. В реальных училищах – естественным, техническим наукам. Главным предметом на всех этапах обучения было родиноведение. Давайте попытаемся восстановить расписание классической гимназии и уберём предметы «лишние», а добавим необходимые.

(Работа с интерактивной доской).

Учитель: Почувствуем себя учениками приходской школы и попытаемся написать слово «школа» с помощью перьев и перьевых ручек. (Письмо и вопросы).

Учитель: Любая работа должна быть оценена. Способности, успехи и прилежания учащихся в ежегодных ведомостях отмечались следующим образом: "надёжен", "с дарованием", "успевает", "понятлив", "слаб", "остр", "ленив", "кроток", "молчалив" и т.п. Как и по всей России, в казачьих учебных заведениях "мерами к ускорению процесса восприятия сведений служили оставление без обеда, стояние на коленях, дранье за волосы и уши", сажание в карцер.

Учитель: Но дети всегда оставались детьми: они также опаздывали на уроки, также прогуливали их, только причины опоздания и пропусков были несколько иные. Представьте себе ситуацию: прозвенел звонок, а Порох Остап не явился на урок. Напишите объяснительную от его имени, указав причину своего пропуска.

(Заполнение объяснительных).

Учитель: Школьный день подошёл к концу. Вернувшись домой, ученики готовили домашнее задание, в процесс подготовки включалось всё семейство. Недаром говорили: «Когда учат, во всю хату кричат». Давайте соберём портфель нашего ученика на завтрашний день. Портфели были далеко не у всех – иногда учебники просто оборачивали бумагой. (Подходят к месту ученика и собирают портфель).

Учитель: У нас на доске распахнул свои страницы дневник нашего урока, давайте поставим оценки за урок, оценки мне и оценим самих себя на этом уроке.




Похожие:

Урок кубановедения iconУрок №1 Тема: «История Кубани в средневековый период»
Цель урока: Активизировать необходимые знания учащих­ся из курса кубановедения 6 класса
Урок кубановедения iconУрок кубановедения в 10 классе Тема: «Кубань Православная. Первые храмы на Кубани»
Составить у учащихся представление о православном храме, его разновидностях и назначении
Урок кубановедения iconМуниципальное образовательное учреждение срдняя общеобразовательная...
Краснодарского края, на примере творчества Государственного кубанского казачьего хора
Урок кубановедения iconУрок окружающего мира и кубановедения Михайлова Галина Григорьевна, учитель начальных классов
Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа
Урок кубановедения iconУрок кубановедения в 3 классе тема: «с верою в сердце»
Цель: закрепить знания по основанию городов и станиц, малой родины, совершенствовать работу по составлению плана улиц и их истории...
Урок кубановедения iconУрок кубановедения в 4-м классе Тема: Россия. Кубань. Абинский район
Цели: познакомить с географической местностью Краснодарского края, с символикой России и Кубани; воспитывать любовь к родному краю,...
Урок кубановедения iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок кубановедения iconУчебные материалы для использования учителями кубановедения к проведению...

Урок кубановедения iconВыполнила Кравченко Олеся Ивановна учитель кубановедения моу сош...
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, музыкальный центр,фонохрестоматия
Урок кубановедения iconУчитель истории и кубановедения высшей категории моу сош №6 г-к Анапа
Для оформления зала заранее готовится выставка «Хлеб- всему голова», плакаты с высказываниями, пословицами и поговорками о хлебе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница