Скачать 129,4 Kb.
|
Инновационная образовательная программа курса «География. Землеведение» Цели курса: обеспечение первого этапа физико - географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география; усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях; сформировать основные общие предметные физико - географические понятия и представления обеспечить усвоение знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о связях между природой и человеком; сформировать систему топографо - картографических знаний; обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, Введение (1час) Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География-наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры(площадь, высота, форма и др. Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты. Первый раздел ^ (7часов) Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды. ^ . Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды-кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля- уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера, и земная кора.). Главное отличие Земли от других планет-наличие жизни, образующей четвертую оболочку-биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное Распределение суши и воды по поверхности Земли. Материковое и океаническое полушария. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей. ^ Вращение Земли вокруг своей оси и его географические последствия. Движение Земли вокруг Солнца. Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты. Второй раздел ^ (10часов) Глобус- уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб. Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота. ^ . Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические -самые точные изображения земной поверхности. ^ . Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности? Третий раздел ^ (15часов) Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы. Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы. ^ - каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты. Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека .Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота. ^ . Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Очаги и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений. Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. ^ .Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф. ^ . Горы и равнины, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе океанов, переходные зоны, глубоководные желоба. ^ . Взаимное влияние. Четвертый раздел Атмосфера (12часов) Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. ^ . Различия в нагревании воздуха в течение года и суток. Средние температуры, амплитуда температур. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. ^ . Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака. Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара. ^ Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли. Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветра. Погода. Элементы погоды. .Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды. Климат. Изображение климата на картах. Человек и атмосфера. Взаимное влияние. Пятый раздел Гидросфера (12часов) Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе. ^ Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана. Свойства океанических вод .Цвет и прозрачность, температура, соленость воды ^ . Волны .Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами .Приливы и отливы. Течения. Различия течений по температуре, Глубине, продолжительности существования .Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли. Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим реки. ^ . Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различие озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота. ^ . Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст. Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. ^ . Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу. Шестой раздел Биосфера (6 часов) Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера - оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени. ^ . Биологический круговорот. Биосфера и жизнь на Земле. Распределение живого вещества в биосфере. Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. ^ . Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов. Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни, и полупустыни, тундра. ^ Почва и ее состав.. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие. Человек и биосфера. Человек - часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Седьмой раздел ^ (5 часов) Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. ^ . Этапы развития географической оболочки. Уникальность географической оболочки. Территориальные комплексы. Территория Природные и природно - хозяйственные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность. Заключение. От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема. ^ Учитель географии МОУ СОШ с. Новая Балкария Терского района Беппаева Х.С. Анализ учебника «География. Землеведение.» Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Методический аппарат учебника разнообразен. Перед каждым параграфом есть задание, восстанавливающее в памяти имеющиеся знания по географии, после параграфа - задания и вопросы на самопроверку, на закрепление знаний. Основные термины, понятия выделены полужирным курсивом, главное определение - цветом, дополнительный материал мелким шрифтом. После освоенных тем даны вопросы, задания и тесты (их больше в рабочей тетради) для контроля и самоконтроля при освоении, закреплении учебного материала. Выполнение их возможно и в классе, и дома. Учебник способствует созданию условий для развития исследовательских навыков. В учебнике много диаграмм, графиков, схем, карт, работа с которыми способствует развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их интеллектуального потенциала. Картографический материал способствует формированию пространственного мышления Методический аппарат учебника разнообразен, позволяет использовать его на всех этапах обучения, осуществлять дифференцированный подход. В учебнике много иллюстраций, карт Большое внимание уделено формированию общих учебных умений. Отличительной особенностью учебника является деятельностный подход к процессу усвоения учащимися знаний и умений. Реализуется важнейшая функция учебника - организаторская, ученик при этом - активно действующий субъект. Учебник написан доступно. Изложение географического содержания учебника построено в соответствии от простого к сложному. Учебник написан с учетом обязательного минимума. Вопросы и задания в конце параграфов, тестовые задания для итогового контроля помогают учителю организовать и проверить учебную деятельность учащихся. Учебник соответствует программе, обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания в 6 кл. Соответствует концепции развивающего обучения. Может быть использован и в классах, которые в нвчальной школе обучались по программе Л. В. Занкова, В основу авторской концепции положен деятельностный подход в обучении. Учащимся даются общие способы решения всех учебных задач. В тексте выделяют определения, слова- сигналы, подзаголовки. Отзыв В МОУ СОШ с. Новая Балкария Терского района учителем географии Беппаевой Хаулат Сафарбиевной успешно проводится апробация экспериментального учебного комплекта Дронова В.П. «География. Землеведение. 6 класс ». В рамках района Беппаева Хаулат Сафарбиевна первой проводит апробацию данного УМК. Содержание учебника полностью соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта по географии. Он хорошо иллюстрирован и оснащен объемным методическим аппаратом, включающим вопросы перед параграфами, актуализирующие опорные знания учащихся, вопросы и задания внутри параграфов и после них, а также вопросы и задания после каждой темы. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован Министерством образования и науки РФ. Несмотря на короткий срок апробации, у учителя и родителей сложилось положительное мнение об УМК. Работая с этим комплектом учителю не пришлось резко перестраивать свою деятельность так как он соответствует федеральному компоненту государственного стандарта по географии. Хаулат Сафарбиевна отмечает, что новизна учебника состоит в том, что в нем материал излагается в соответствии с требованиями концепции модернизации образования и развития у учащихся средствами географии ключевых компетенций. Промежуточные результаты апробации показали несомненную успешность и высокую эффективность обучения по учебнику по наиболее важным показателям: учащиеся хорошо владеют общеучебными умениями и навыками (умеют объяснять географические закономерности вести наблюдения в природе, применять в процессе учебного познания географические понятия и термины, описывать природные комплексы своей местности и т.д.) Средний показатель качества знаний (на "4" и "5") - 60% и высокий показатель обученности - 100% свидетельствуют об успешной работе учителя по УМК. Методист Управления образования Терского района Орсаева А. Л. ^ Тема «Вулканизм» учитель географии МОУ СОШ с. Новая Балкария Терского района КБР Беппаева Х.С. Тема урока: Вулканизм. Цели урока: 1. Сформировать представление о вулканизме и вулканах. 2. Развить и конкретизировать знания о географическом распространении вулканизма и его сосредоточении вдоль разломов между литосферными плитами 3.Привить интерес к самостоятельному поиску знаний и развить творческое мышление. ^ : Изучение нового материала Оборудование: Карта полушарий, демонстрационная таблица «Вулканы», атласы, контурные карты. Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Образцы горных пород вулканического происхож- дения: туф, пепел, пемза, обсидиан. ^ Вулканическое извержение, вулкан, кратер и жерло вулкана, вулканический очаг, действующий и потухший вулканы, гейзер. Опорные знания: магма, лава, вулканический туф, пемза, вулканолог. Географические названия: вулканы: Везувий, Эльбрус, Фудзияма, Ключевская сопка, Кракатау. Острова: Исландия. Новая Зеландия. Йеллоу -стоунский национальный парк, п - ов Камчатка. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны: 1. называть и показывать высочайшие вулканы мира и России. 2. Определять по карте абсолютную высоту вулканов. 3. Приводить примеры действующих и потухших вулканов 4. Описывать извержения вулканов и иметь представление о профессии вулканолога. 5. Объяснять закономерности географического распространения вулканизма. Ход урока 1.Организационный момент 2.Фаза вызова. Ребята, сегодня мы с вами будем изучать вулканы Давайте вспомним все что мы знаем о вулканах и составим кластер. Вы все наверное видели по телевизору извержение вулкана. Что такое вулкан? Как происходит извержение вулкана? Что извергается из вулкана? ^ Для того чтобы узнать больше информации о вулканах прочитайте самостоятельно текст 17 параграфа, стр58 . По ходу чтения проводите маркировку текста (инсерт) и по окончании чтения заполните таблицу:
Фаза рефлексии. 1. Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо? 2. Что нового узнали сегодня на уроке? 3. Кто сможет доказать взаимосвязь землетрясений, вулканизма и гейзеров? 4. Какие вулканы называют действующими, а какие потухшими? 5. Назовите основные районы распространения гейзеров. Ребята , пользуясь рис.57 на стр. 60. нарисуйте вулкан и подпишите его части. Практическая работа. Найти на физической карте полушарий вулканы Везувий, Ключевская сопка, Эльбрус, Кракатау, Фудзияма. Нанести эти вулканы на контурную карту соответствующими условными знаками и подписать их названия. Учитель: На странице 61 учебника имеется картина К.Брюллова «Последний день Помпеи». В основу своего произведения художник положил действительное событие- гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 г.н.э. «Везувий зев открыл- дым хлынул клубом- пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется- с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон», - писал А.С.Пушкин под впечатлением картины. Громадное полотно Брюллова (длина 641см и высотою456 см) и сейчас производит сильное впечатление. Он написал эту картину по описанию древнеримского историка и писателя Плиния Младшего, который был свидетелем этой трагедии. Ребята, у вас может сложиться впечатление , что вулканизм приносит одни бедствия и разрушения. А вот вулканологи доказывают, что все оболочки Земли образовались в течение миллиардов лет преимущественно из продуктов вулканической деятельности. После извержения остается много пепла - очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи. Следует сказать, что районы вулканизма густо заселены. Вулканы являются поставщиками минералов и строительных материалов. Следы извержения вулканов имеются и в нашей республике. Гора Эльбрус хоть и считается потухшим вулканом, его вулканическая деятельность ещё не прекратилась. Об этом свидетельствуют выходы фумаролов (вулканических газов) в привершинной части. В республике имеется довольно много месторождений полезных ископаемых вулканического происхождения- туфы добываются в Каменке, Заюкове, Лечинкае, а пепел и пемза - в Нальчике, Белой Речке, Кенже. Показ образцов - туф, пемза, пепел, обсидиан и их применение как строительный материал. Домашнее задание.1. Прочитать § 17. стр.58 - 63. Составить рассказ по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи». |
![]() | Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу... | ![]() | Конспект открытого урока Предмет: география, класс: 6«А» умк Умк : Учебник: Дронов В. П., Савельева Л. Е. «География. Землеведение». 6 класс. М.: Дрофа, 2008 |
![]() | Рабочая учебная программа курса «Физическая география» Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6го класса составлена на основе следующих документов | ![]() | Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная... Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллелей 10-11-ых классов составлена на основе... |
![]() | Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «География: Физическая география» Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования |
![]() | И номер урока в теме В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «География. Землеведение. 5–6 классы», изд. Дрофа, 2012 | ![]() | Рабочая программа элективного курса «География и экология России» Рабочая программа элективного курса «География и экология России» 11 класс составлена на основе авторской программы по географии... |
![]() | Образовательная программа курса по выбору «Этот многоликий мир» Ии, где вопросы этой темы изучаются только в 9-м классе, фрагментарно – в 6-х, 7-х и 8-х классах, многие аспекты курса не изучаются... | ![]() | Программа Элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся... Российского порубежья» рассчитан на 14 часов. Содержание курса позволяет расширить знания учащихся о государствах граничащих с Россией.... |