Образовательная программа курса «География. Землеведение»




Скачать 129,4 Kb.
НазваниеОбразовательная программа курса «География. Землеведение»
Дата публикации05.09.2013
Размер129,4 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Астрономия > Образовательная программа
Инновационная образовательная программа курса «География. Землеведение»
Цели курса:

 обеспечение первого этапа физико - географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география;

 усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях;

 сформировать основные общие предметные физико - географические понятия и представления

 обеспечить усвоение знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о связях между природой и человеком;

 сформировать систему топографо - картографических знаний;

 обучение учащихся способам самостоятельной деятельности,

Введение

(1час)

Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География-наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество.

Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры(площадь, высота, форма и др. Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.
Первый раздел

^ Земля во Вселенной.

(7часов)
Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.

^ Земля-часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды-кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля- уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера, и земная кора.). Главное отличие Земли от других планет-наличие жизни, образующей четвертую оболочку-биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное

Распределение суши и воды по поверхности Земли. Материковое и океаническое полушария.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса.

Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.

^ Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические последствия. Движение Земли вокруг Солнца.

Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Второй раздел

^ Географические модели Земли.

(10часов)
Глобус- уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.

Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.

^ Изображения земной поверхности на плоскости. .Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические -самые точные изображения земной поверхности.

^ Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности?
Третий раздел

^ Земная кора

(15часов)
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.

Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.

^ Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.

Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека .Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота.

^ Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Очаги и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.

Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.

^ Внешние силы, изменяющие рельеф .Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф.

^ Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.

Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе океанов, переходные зоны, глубоководные желоба.

^ Человек и земная кора. Взаимное влияние.
Четвертый раздел

Атмосфера

(12часов)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

^ Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение года и суток. Средние температуры, амплитуда температур.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

^ Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.

Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.

^ Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.

Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветра.

Погода. Элементы погоды. .Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.

Климат. Изображение климата на картах.

Человек и атмосфера. Взаимное влияние.
Пятый раздел

Гидросфера

(12часов)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.

^ Мировой океан- основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.

Свойства океанических вод .Цвет и прозрачность, температура, соленость воды

^ Движения воды в океане. Волны .Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами .Приливы и отливы.

Течения.

Различия течений по температуре, Глубине, продолжительности существования .Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.

Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим реки.

^ Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различие озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.

^ Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

^ Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.
Шестой раздел

Биосфера

(6 часов)
Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера - оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.

^ Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь на Земле. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

^ Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса.

Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни, и полупустыни, тундра.

^ Почва. Почва и ее состав.. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.

Человек и биосфера. Человек - часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Седьмой раздел

^ Географическая оболочка

(5 часов)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка.

Границы географической оболочки.

^ Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Территория Природные и природно - хозяйственные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность.

Заключение.

От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.
^ Апробация учебника «География . Землеведение» 6 класс.

Учитель географии МОУ СОШ с. Новая Балкария Терского района Беппаева Х.С.
Анализ учебника «География. Землеведение.» Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.

Методический аппарат учебника разнообразен. Перед каждым параграфом есть задание, восстанавливающее в памяти имеющиеся знания по географии, после параграфа - задания и вопросы на самопроверку, на закрепление знаний. Основные термины, понятия выделены полужирным курсивом, главное определение - цветом, дополнительный материал мелким шрифтом.

После освоенных тем даны вопросы, задания и тесты (их больше в рабочей тетради) для контроля и самоконтроля при освоении, закреплении учебного материала. Выполнение их возможно и в классе, и дома.

Учебник способствует созданию условий для развития исследовательских навыков.

В учебнике много диаграмм, графиков, схем, карт, работа с которыми способствует развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их интеллектуального потенциала. Картографический материал способствует формированию пространственного мышления Методический аппарат учебника разнообразен, позволяет использовать его на всех этапах обучения, осуществлять дифференцированный подход. В учебнике много иллюстраций, карт Большое внимание уделено формированию общих учебных умений. Отличительной особенностью учебника является деятельностный подход к процессу усвоения учащимися знаний и умений. Реализуется важнейшая функция учебника - организаторская, ученик при этом - активно действующий субъект.

Учебник написан доступно. Изложение географического содержания учебника построено в соответствии от простого к сложному. Учебник написан с учетом обязательного минимума. Вопросы и задания в конце параграфов, тестовые задания для итогового контроля помогают учителю организовать и проверить учебную деятельность учащихся.

Учебник соответствует программе, обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания в 6 кл. Соответствует концепции развивающего обучения. Может быть использован и в классах, которые в нвчальной школе обучались по программе Л. В. Занкова,

В основу авторской концепции положен деятельностный подход в обучении. Учащимся даются общие способы решения всех учебных задач. В тексте выделяют определения, слова- сигналы, подзаголовки.

Отзыв
В МОУ СОШ с. Новая Балкария Терского района учителем географии Беппаевой Хаулат Сафарбиевной успешно проводится апробация экспериментального учебного комплекта Дронова В.П. «География. Землеведение. 6 класс ».

В рамках района Беппаева Хаулат Сафарбиевна первой проводит апробацию данного УМК.

Содержание учебника полностью соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта по географии. Он хорошо иллюстрирован и оснащен объемным методическим аппаратом, включающим вопросы перед параграфами, актуализирующие опорные знания учащихся, вопросы и задания внутри параграфов и после них, а также вопросы и задания после каждой темы.
Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован Министерством образования и науки РФ. Несмотря на короткий срок апробации, у учителя и родителей сложилось положительное мнение об УМК. Работая с этим комплектом учителю не пришлось резко перестраивать свою деятельность так как он соответствует федеральному компоненту государственного стандарта по географии.

Хаулат Сафарбиевна отмечает, что новизна учебника состоит в том, что в нем материал излагается в соответствии с требованиями концепции модернизации образования и развития у учащихся средствами географии ключевых компетенций.

Промежуточные результаты апробации показали несомненную успешность и высокую эффективность обучения по учебнику по наиболее важным показателям: учащиеся хорошо владеют общеучебными умениями и навыками (умеют объяснять географические закономерности вести наблюдения в природе, применять в процессе учебного познания географические понятия и термины, описывать природные комплексы своей местности и т.д.)

Средний показатель качества знаний (на "4" и "5") - 60% и высокий показатель обученности - 100% свидетельствуют об успешной работе учителя по УМК.
Методист Управления

образования Терского района Орсаева А. Л.


^ Разработка урока географии в 6 классе

Тема «Вулканизм»

учитель географии МОУ СОШ

с. Новая Балкария Терского района КБР

Беппаева Х.С.
Тема урока: Вулканизм.

Цели урока:

1. Сформировать представление о вулканизме и вулканах.

2. Развить и конкретизировать знания о географическом распространении вулканизма и его сосредоточении вдоль разломов между литосферными плитами

3.Привить интерес к самостоятельному поиску знаний и развить творческое мышление.

^ Тип урока : Изучение нового материала

Оборудование: Карта полушарий, демонстрационная таблица

«Вулканы», атласы, контурные карты.

Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Образцы горных пород вулканического происхож-

дения: туф, пепел, пемза, обсидиан.

^ Основные термины и понятия: Вулканическое извержение, вулкан, кратер и жерло вулкана, вулканический очаг, действующий и потухший вулканы, гейзер.

Опорные знания: магма, лава, вулканический туф, пемза, вулканолог.

Географические названия: вулканы: Везувий, Эльбрус, Фудзияма, Ключевская сопка, Кракатау.

Острова: Исландия. Новая Зеландия. Йеллоу -стоунский национальный парк, п - ов Камчатка.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны:

1. называть и показывать высочайшие вулканы мира и России.

2. Определять по карте абсолютную высоту вулканов.

3. Приводить примеры действующих и потухших вулканов

4. Описывать извержения вулканов и иметь представление о профессии вулканолога.

5. Объяснять закономерности географического распространения вулканизма.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Фаза вызова. Ребята, сегодня мы с вами будем изучать вулканы

Давайте вспомним все что мы знаем о вулканах и составим кластер. Вы все наверное видели по телевизору извержение вулкана. Что такое вулкан? Как происходит извержение вулкана?

Что извергается из вулкана?

^ Фаза осмысления.

Для того чтобы узнать больше информации о вулканах прочитайте самостоятельно текст 17 параграфа, стр58 .

По ходу чтения проводите маркировку текста (инсерт) и по окончании чтения заполните таблицу:


Знаю

Узнал







Фаза рефлексии.

1. Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо?

2. Что нового узнали сегодня на уроке?

3. Кто сможет доказать взаимосвязь землетрясений, вулканизма и гейзеров?

4. Какие вулканы называют действующими, а какие потухшими?

5. Назовите основные районы распространения гейзеров.

Ребята , пользуясь рис.57 на стр. 60. нарисуйте вулкан и подпишите его части.

Практическая работа. Найти на физической карте полушарий вулканы Везувий, Ключевская сопка, Эльбрус, Кракатау, Фудзияма. Нанести эти вулканы на контурную карту соответствующими условными знаками и подписать их названия.

Учитель: На странице 61 учебника имеется картина К.Брюллова

«Последний день Помпеи». В основу своего произведения художник положил действительное событие- гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 г.н.э.

«Везувий зев открыл- дым хлынул клубом- пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется- с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон», - писал А.С.Пушкин

под впечатлением картины. Громадное полотно Брюллова (длина 641см и высотою456 см) и сейчас производит сильное впечатление.

Он написал эту картину по описанию древнеримского историка и писателя Плиния Младшего, который был свидетелем этой трагедии.

Ребята, у вас может сложиться впечатление , что вулканизм приносит одни бедствия и разрушения. А вот вулканологи доказывают, что все оболочки Земли образовались в течение миллиардов лет преимущественно из продуктов вулканической деятельности. После извержения остается много пепла - очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи. Следует сказать, что районы вулканизма густо заселены. Вулканы являются поставщиками минералов и строительных материалов. Следы извержения вулканов имеются и в нашей республике. Гора Эльбрус хоть и считается потухшим вулканом, его вулканическая деятельность ещё не прекратилась. Об этом свидетельствуют выходы фумаролов (вулканических газов) в привершинной части.

В республике имеется довольно много месторождений полезных ископаемых вулканического происхождения- туфы добываются в Каменке, Заюкове, Лечинкае, а пепел и пемза - в Нальчике, Белой Речке, Кенже.

Показ образцов - туф, пемза, пепел, обсидиан и их применение как строительный материал.
Домашнее задание.1. Прочитать § 17. стр.58 - 63. Составить рассказ по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Похожие:

Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconРабочая программа элективного курса «Медицинская география»
Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу...
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconКонспект открытого урока Предмет: география, класс: 6«А» умк
Умк : Учебник: Дронов В. П., Савельева Л. Е. «География. Землеведение». 6 класс. М.: Дрофа, 2008
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconРабочая учебная программа курса «Физическая география»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6го класса составлена на основе следующих документов
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconРабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллелей 10-11-ых классов составлена на основе...
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconРабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник...
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconРабочая программа учебного курса «География: Физическая география»
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconИ номер урока в теме
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «География. Землеведение. 5–6 классы», изд. Дрофа, 2012
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconРабочая программа элективного курса «География и экология России»
Рабочая программа элективного курса «География и экология России» 11 класс составлена на основе авторской программы по географии...
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconОбразовательная программа курса по выбору «Этот многоликий мир»
Ии, где вопросы этой темы изучаются только в 9-м классе, фрагментарно – в 6-х, 7-х и 8-х классах, многие аспекты курса не изучаются...
Образовательная программа курса «География. Землеведение» iconПрограмма Элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Российского порубежья» рассчитан на 14 часов. Содержание курса позволяет расширить знания учащихся о государствах граничащих с Россией....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница