Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?»




Скачать 32,18 Kb.
НазваниеУчитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?»
Дата публикации29.08.2013
Размер32,18 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Астрономия > Урок
Урок 6. Численность населения

      Цели урока:
      • Определить численность населения России.
      • Раскрыть особенности демографических кризисов.
      • Выяснить, с чем связаны демографические потери населения в XX в.
      • Научиться строить и анализировать графики.
      Основное содержание: численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
      Практикум. Построение графика изменения численности населения своей местности (области, республики, края).
      ^ Способы действия учащихся: проанализировать график (рис. 14 на с. 31 учебника), сравнить статистические данные § 6, построить график изменения численности населения своей местности (области, республики, края) за определенный период.
      ^ Ценностный компонент урока: человек — высшая ценность на Земле.
      Проверка домашнего задания:
      1. Чем обусловлена мировая тенденция перехода от традиционного типа воспроизводства к современному?
      2. По рисунку 13 на с. 28 учебника расскажите о типах воспроизводства населения.
      3. Установите соответствие между типом воспроизводства и его особенностями.

      1. Традиционный.

А. Планирование семьи.

      2. Современный.

Б. Высокая смертность населения.

 

В. Высокая нерегулируемая рождаемость.

 

Г. Низкая смертность.

      ^ Изучение нового материала:
      При изучении темы «Численность населения» необходимо обратить внимание учащихся на ценностный аспект урока: человек — высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные блага.
      Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?»
      По данным Росстата, на 01.01.2008 г. население России составило 142 009 тыс. человек. Каждые 20 секунд в стране рождается 1 ребенок, каждые 15 секунд умирает 1 человек. По различным оценкам, к 2050 г. население в России составит от 83 до 115 млн человек.
      Учитель вводит понятие демографический кризис и рассказывает, с какими событиями он связан. Это помогает учащимся ясно представить, почему менялась численность населения в отдельные периоды.
      Далее учащимся предлагается изучить график (рис. 14 на с. 31 учебника), на котором они находят «шрамы», соответствующие демографическим кризисам XX в. Для развития умения анализировать график ученикам следует изучить рубрику «Анализируем график» на с. 32 учебника.
      После объяснения учителя учащиеся заполняют таблицу.

Таблица 5

Демографический кризис

Годы

Причины

Характерные особенности

 

 

 

 

      Затем школьники изучают рубрику «Шаг за шагом» на с. 32 учебника и строят график изменения численности населения своей местности (области, республики, края) на основе краеведческих данных.
      На следующем этапе урока нужно обсудить, каковы демографические потери России в XX в. и почему сокращается численность населения России.
      В завершение урока учащиеся выполняют задание на основе материала § 6 и предложенного фрагмента текста.
      1. Прочитайте фрагмент текста выступления академика А. Аганбегяна и озаглавьте его.
      2. На основе материала § 6 учебника и предложенного текста выскажите свои предположения: с чем связано сокращение численности населения в России?
      3. Сделайте прогноз изменения численности населения через 10 лет, 20 лет.
      4. Сделайте вывод: что необходимо предпринять, чтобы изменить демографическую ситуацию?
      5. Как решить проблему количества и качества человеческого «капитала»? Что вы можете предложить в этой связи?

      В России ежегодно умирало бы меньше на миллион человек, если бы уровень жизни и уровень здравоохранения у нас был на уровне западных стран. Продолжительность жизни в России ниже уровня даже развивающихся стран, таких как Бразилия. В среднем у нас живут по 66,7 года. В трудовом возрасте мужчин умирает почти в четыре раза больше, чем женщин, в том числе в возрасте 25—44 года в 4,3 раза больше. Вообще треть смертей выпадает на долю трудоспособного населения, что втрое выше, чем в развитых странах, и вдвое — чем в развивающихся.
      Самая высокая смертность в России — от болезней системы кровообращения (1300 тыс. человек в год), т. е. инфарктов и инсультов. Причины — курение и пьянство. Второе место в этом сомнительном соревновании получают травматизм и внешние причины смерти (317 тыс.). Отметим при этом, что если первая причина характерна для большинства стран, то уровень травматизма в России намного выше. (А. Аганбегян)

      Домашнее задание: 1) изучить § 6; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) выполнить задания 4 на с. 11; 7 на с. 12; 12 на с. 14; 38 на с. 22 тренажера.

Похожие:

Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconЧисленность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения...
Численность населения мира и темпы его прироста стали быстро возрастать в XX в. К концу века численность населения Земли ежегодно...
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconРаботы «Численность и воспроизводство населения. Естественное движение...
В истории человечества XX век стал временем глубоких перемен в экономике, политике, культуре, образе жизни людей, во всех сферах...
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconУрок географии по теме «Численность и воспроизводство населения мира» (10 класс)
Цель урока: познакомить с понятиями «численность населения» и «естественный прирост», сформировать знания о современной численности...
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconВопросы по экономической и социальной географии России 9 класс
Численность населения РФ. Динамика численности населения в 20 веке. Демографический кризис 90-х годов
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» icon1. Численность населения россии в настоящее время (млн чел.)
Верное соотношение городского и сельского населения в россии показано на диаграмме
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconКурсовая работа по дисциплине: «Теория вероятности и математическая статистика»
К началу 2009 численность населения планеты составила 6,6 млрд человек. Согласно демографическим исследованиям, численность населения...
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconУрок № Тема «Численность и воспроизводство населения»
Земли, типах воспроизводства населения, демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения; выявить закономерности...
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconApr07info= информация за апрель 2007 года
Какова современная частота? Никто не знает какова современная частота? Какова модуляция пилот-сигнала? (извините, если я (Миша) неправильно...
Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconЧисленность населения городов Донецкой области по данным переписей населения

Учитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете? А в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином районе?» iconПлан проведения урока с воспитанницами 10 класса по географии. Тема 2: Население мира
Урок 9 Численность и движение населения. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Международные миграции
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница