Практические рекомендации по повышению уровня грамотности




Скачать 67.45 Kb.
НазваниеПрактические рекомендации по повышению уровня грамотности
Дата публикации26.08.2013
Размер67.45 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Астрономия > Документы
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности

В этой статье изложены практические рекомендации в целях более продуктивного овладения грамотной письменной речью в рамках школьной программы. Логопедическая работа по преодолению нарушений письменной речи протекает с опорой на следующие принципы:

1).Патогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений письма обусловлены разными причинами. Так, замены букв на письме могут иметь в своей основе различные механизмы: недоразвитие зрительно-постранственного анализа и синтеза, неумение различать графически сходные буквы (при оптической дисграфии), несформированность слуховой дифференциации фонетически близких звуков (при акустической дисграфии), неправильное произношение звуков (при артикулярно-акустической дисграфии). И, наконец, замены букв на письме могут происходить вследствие трудностей соотнесения и закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука. В каждом из этих случаев система логопедической работы будет различной, так как будет направлена на преодоление различных механизмов нарушения.

При оптической дисграфии основными задачами логопедической работы будет формирование зрительно-пространственных функций, при акустической дисграфии внимание должно уделяться прежде всего развитию слуховой дифференциации звуков речи, а при артикуляторно-акустической – формированию правильного произношения и кинестетической дифференциации звуков речи, закреплению связей между звуком и буквой.
2).Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом “зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому).

3).Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

4).Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений письма.

5).Принцип комплексности.

Дисграфия не является изолированным нарушением. Она тесно связана с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие должно охватывать весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).

6).Принцип системности.

7).Принцип поэтапного формирования умственных действий.

В психологических исследованиях (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план.

8).Принцип дифференцированного подхода.

Этот принцип предполагает совершенствование слухопроизносительных диффренцировок. Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др).

При коррекции нарушений письма учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, наглядности, индивидуального подхода

^ Практические рекомендации по повышению уровня грамотности. Примерные варианты упражнений, направленные на устранение ошибок графического моделирования фонематической структуры слова: пропуски, добавление, пропуски согласных, гласных букв (эти ошибки многочисленны в работах учеников начальной школы).

Существуют традиционные приёмы работы над слоговой структурой:

  • Распевание гласных;

  • Распевание слогов с опорой на гласные;

  • Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка слова;

  • Приём дирижирования;

  • Приём тактильного контроля;

  • Приём наращивания слогов.


Упражнение №1

Внимательно прослушайте пары слов.

Класс – кассета, серый – соловей, зима – земля.

Найдите в них одинаковые согласные звуки, правильно назовите их.

Упражнение №2

Прослушайте пословицу.

^ Обещал – сделай, дал слово – держи.

Назовите слова, содержащие звук л.

Условно покажите количество слов в предложении.

Упражнение №3

Отгадайте загадку.

Стоит над рекою, трясет бородою. (Ива)

Изобразите количество слогов в отгадке полосками, звуков – кружочками.

Образец: ива - - .О О О

Упражнение №4

Выделите первый звук в словах.

^ Букеты, ученики, класс, весело, азбука, рисунок.

Составьте из первых звуков слово.

Назовите количество звуков в составленном слове и последний звук.

Образец: букварь – шесть звуков, последний звук мягкий (Р).

Упражнение №5

Выделите первый звук в словах.

^ Клен, низкий, ива, граб, акация.

Составьте из первых звуков слово.

Назовите количество звуков в составленном слове выделите второй звук.

Задание №6

Добавьте слог ца или ци в начало слов.

..пля, …..рапина, ……ревна, …..фра, ……ркуль.

Спишите, разделяя слова на слоги.

Упражнение №7

Допишите слова.

Ракови…, мура…, рукави…, грузо…., ресни…., реч…

Упражнение №8

К слогам ра, ро, ру добавьте разные слоги, чтобы получились слова.

Образец: Ро-дина, ра-дио, ру-кав.

Упражнение №9

К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень.

Гора, горе

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка. пригорюнился.

Вода, водит

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

Пол, поле

Половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица.

Рис, рисунок

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод

^ Упражнение №10

Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните. Почему оно не подходит.

Шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, зашипел, шипящий.

Упражнение №11

Спишите слова. Правильно поставьте ударение, покажите безударную гласную. Подберите проверочные слова. Поставьте ударение в проверочных словах.

страна - …… село - …… кольцо - …… пасу - …….. носить - ……

ряды - ……… гнездо - ….. окно - …….. цвела - …… косить - ……

плечо - ……… весло - ……. пятно - ……. плела - ……. варю -……..

лиса - ……. лицо - …….. сверло - ….. мела - …… держу -………
^ Упражнение №12.

Раскройте скобки, употребив нужный предлог.

Пойти …(театр), пойти …(выставка), выйти …(дом), отходит …(берег), добежал …(машина), зашёл …(подъезд), прошёл …(домами), подойти …(учитель), достал …(стол), встал …(стол).


  • Составь и напиши предложения, используя данные слова. Разбери предложения по их членам.

охранять, пограничники, граница, российский, зорко;

под, согнуться, снег, ветки, кусты, и, деревья;

класс, наш, ходить, выставка, на, картины, и, графика;

скворцы, из, тёплые, страны, жаворонки, и, грачи, прилететь.

  • Составь и напиши предложения, используя данные словосочетания. Разбери составленные предложения по их членам.

высокое дерево варит фасоль

новая фуражка вьюги в феврале

красивый сарафан внесли в лифт

сотовый телефон выдёргивает свёклу

свёрнутая салфетка впитывает влагу

^ Упражнение №13.

  1. Прочитай текст. Найди ошибки. Напиши текст правильно, обозначая должным образом начало и конец каждого предложения.

это наш актовый зал сегодня здесь будет праздничный вечер Вова и Таня будут танцевать они очень красиво танцуют потом девочки будут петь народные песни они хорошо поют затем Виктор будет читать стихи он любит стихи А.С.Пушкина после выступления ребят мы все будем смотреть интересную кинокомедию «Кавказская пленница»

  1. Прочитай текст. Найди ошибки. Напиши текст правильно, обозначая должным образом начало и конец каждого предложения.

Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах пели соловьи и яркое солнце поднималось все выше и выше.

Похожие:

Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconМетодические рекомендации по самообразованию Самообразование предполагает...
Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной...
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconВадим Слуцкий «Пятерка»
При условии ее соблюдения, высокого уровня мотивации и неплохих способностях учеников достижение результата – в виде значительного...
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconМетодические рекомендации и комментарии к Положению о системе организации...
Ней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого...
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconУспех высокого уровня лазания базируется на трех китах: физические,...
Отсутствие или недостаточное развитие одного из них приводит к остановке роста уровня мастерства и хотя, понемногу уровень лазания...
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconАнализ мо учителей предметников моу «сош п. Бурасы Новобурасского...
Повышение уровня грамотности через использование разнообразных орфографических упражнений
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconОбразовательная программа Начального общего образования Муниципального...
Достижение уровня элементарной грамотности предусмотренного стандартами образования
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconМетодические рекомендации "В помощь семьям больных болезнью Альцгеймера"...
Альцгеймера. В них содержатся важные, полезные, хорошо продуманные и отработанные практические советы. Методические рекомендации...
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconПрограмма элективного курса «Основы налоговой грамотности»
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и посвящен вопросам налоговой грамотности
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconС. И. Рыбалова Ю. В. Рыбалов Практические рекомендации Развития физических...
Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных...
Практические рекомендации по повышению уровня грамотности iconПрактические занятия по методике преподавания общеcтвознания
Практические занятия по методике преподавания обществознания. Методические рекомендации для студентов исторического факультета. Брянск...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница