Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция




Скачать 179,44 Kb.
НазваниеГородские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция
Дата публикации21.08.2013
Размер179,44 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Астрономия > Литература
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13

ИМЕНИ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА БОЛДИНА

Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов

«Шаг в науку»


Секция « Человек. Земля. Вселенная».


c:\users\татьяна\downloads\конкурсы\шаг в науку\1доклад\0a278f4f01c3ce52c4ee53e874a7e8b4[1].jpg

Бударина Виктория

7А класс

Научный руководитель:

Ушакова Т.Д.- учитель химии, биологии и географии

Тула
2013
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….. 3

  1. Влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека………….. 5

1.Положительное влияние ультрафиолетовых лучей на организм

человека………………………………………………………………………5

2. Отрицательное влияние ультрафиолетовых лучей на организм

человека……………………………………………………………………….6

2.1 Влияние ультрафиолетовых лучей на глаза человека…………..6

2.2 Влияние ультрафиолетовых лучей на кожу человека…………..6

2.3 Заболевания, вызванные отрицательным воздействием

ультрафиолетовых лучей……………………………………….…8

II. Альтернативные способы получения загара……………………….……9

1. Загар в солярии………………………………………………………9

III. Исследование отношения подростков к загару, понимания

причинения вреда организму и знания средств защиты от

вредного воздействия ультрафиолетового излучения……………………..10

IV. Влияние Солнца на психическое состояние человека………………11

Заключение …………………………………………………………………….12

Приложение …………………………………………………………………….14

Литература ………………………………………………………………………20

Введение.

Начиная с истоков человеческой цивилизации, роль и значение Солнца привлекали особое внимание людей. Население всех древних сообществ обожествляло Солнце, придавало ему чудодейственные свойства. В Египте создавали гимны Солнцу, писали трактаты о благотворном влиянии Солнца на поведение людей, на внешнюю и внутреннюю политику, на состояние общества. Особенно почитаемо Солнце было во времена фараона Эхнатона. В египетской символике птицы Солнца – петух, феникс, орел, лебедь – ассоциировались со светом и духом. В Греции Солнце выступало предметом раздора, борьбы между сверхъестественными силами, стремящимися соответственно разрушить или защитить Вселенную.
В Индии Солнце – своеобразное Божье око, зорко следящее за тем, что происходит на Земле.http://www.dinosoria.com/egypte/re.jpgc:\users\татьяна\downloads\конкурсы\шаг в науку\1доклад\обращённыйсолнцем[1].jpghttp://indedunord.free.fr/pages/dieux/photos/surya%2001.jpg

Шли века и примитивное языческо-мистическое преклонение перед таинственным Светилом постепенно уступало месту объективным научным сведениям о нем.

По современным представлениям, Солнце представляет собой гигантский (диаметром почти 1,5 миллиона километров) газовый шар, в недрах которого при температуре, достигающей огромных величин (только на внешней поверхности температура достигает 6000 градусов !) происходят термоядерные реакции. Как образно выражаются некоторые ученые «Солнце - это огромный атомный реактор, находящийся на безопасном расстоянии от Земли». Землю отделяет от Солнца фантастическое расстояние – более 150 миллионов километров, но тем не менее все живое на Земле ощущает на себе его влияние...http://www.bash.lv/uploads/posts/2011-02/qehpojtf6c.jpg

Совокупность различных (в том числе опасных для здоровья) излучений, частиц, магнитных полей, извергаемых Солнцем в межпланетное пространство, получила название «солнечного ветра». Через 3-4 дня после событий на Солнце (а иногда и быстрее) этот ветер достигает и поверхности Земли. Действие Солнца на здоровье человека определяется природой и свойствами основных составляющих его излучения, доходящих до Земли. К ним, в частности, относятся видимый свет, инфракрасная и ультрафиолетовая радиация.

Ультрафиолетовое излучение – коротковолновое электромагнитное излучение, на долю которого приходится около 9% всей энергии излучения Солнца.

Актуальность темы, на мой взгляд, в постоянном стремлении многих людей соответствовать моде – летом нам полагается быть загорелыми, загорелое тело ассоциируется со здоровьем, да и стоит это недорого, последнее время много споров о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм человека. Исходя из этого, я сформулировала цель работы.

Цель: Выявить влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека.

Гипотеза: Если злоупотреблять действием ультрафиолетовых лучей, то это может привести к различным заболеваниям.

Для проверки гипотезы и достижения цели работы я поставила следующие задачи:

  • на основе анализа литературы, установить положительное и отрицательное влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека.

  • разработать анкету и провести анкетирование

  • проанализировать полученные в работе данные и сделать выводы.

Методы исследования:

  • Анализ литературы.

  • Анкетирование.

  • Сопоставление и анализ данных

  1. Влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека.

Ультрафиолетовые лучи обладают значительной биологической активностью, они оказывают положительное и отрицательное влияние на организм человека.

  1. ^ Положительное влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека

Малые дозы ультрафиолетового излучения оказывают благотворное действие на человека и животных. Солнечный свет - мощное лечебное и профилактическое средство, исключительно важное для сохранения здоровья. Недаром старая пословица гласит: "Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач". Действие волшебных ультрафиолетовых лучей на организм неодинаково и зависит от длины волны. Одни из них оказывают витаминобразующее действие - способствуют образованию в коже витамина D, другие оказывают так называемое эритемное и пигментное действие, т. е. вызывают на коже образование эритемы (покраснение) и пигмента, обусловливающего загар. Наиболее короткие ультрафиолетовые лучи оказывают бактерицидное, убивающее микробы действие. Датский физиотерапевт Н. Финзен в 1903 г. использовал солнечные лучи для лечения туберкулеза кожи. За эти исследования ему была присуждена Нобелевская премия. Солнечный свет обладает поистине изумительной целебной силой. Его лучи, прежде всего, ультрафиолетовые, действуют на нервно-рецепторный аппарат кожи и вызывают в организме сложные химические превращения.

Под влиянием облучений повышается тонус центральной нервной системы, улучшается обмен веществ и состав крови, активизируется деятельность желез внутренней секреции. Ультрафиолетовые лучи способны не только предупреждать, но и излечивать некоторые болезни: рахит, псориаз, экзема, желтуха.

Нельзя забывать, что положительное действие солнечных лучей на организм человека проявляется только при определенных дозах солнечной радиации. Передозировка может нанести непоправимый вред - вызвать серьезные расстройства нервной, сердечно-сосудистой и других жизненно важных систем организма.

^ 2. Отрицательное влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека.

Отрицательное влияние ультрафиолетового излучения обусловлено химическими изменениями поглощающих его молекул живых клеток, главным образом молекул нуклеиновых кислот и белков, и выражается в нарушениях деления, возникновении мутаций и гибели клеток.

^ 2.1 Влияние ультрафиолетовых лучей на глаза человека.

Глаза страдают от сильного солнца. Снег, белый песок, вода отражают свет, увеличивая освещенность. Это может привести к фотокератиту (воспалению роговицы) и фотоконъюктивиту (воспалению соединительной оболочке глаза). Фотокератит, вызванный солнечным отражением от снега, в тяжелых случаях может вызвать слепоту в течение нескольких дней, которой предшествуют слезотечение и хроническое раздражение. Развитие катаракты усугубляется при повторных облучениях солнечным светом.

В мире миллионы человек страдают от слепоты, вызванной помутнением хрусталика. По оценкам Всемирной организации здравоохранения причиной катаракты в 20% случаев является чрезмерное облучение глаз ультрафиолетовыми лучами.

^ 2.2 Влияние ультрафиолетовых лучей на кожу человека

Кожа — самый большой и самый сложный орган человеческого тела, выполняющий жизненно важную функцию. В одном из её слоев располагается около 1000–2500 специальных клеток (меланофор), которые играют важную роль в образовании пигмента.

Врачи призывают соблюдать все меры предосторожности по защите кожного покрова от излишнего влияния ультрафиолетовых лучей и предупреждают, что увлечение соляриями опасно для здоровья, особенно здоровья подростков.

Чувствительность организма к солнечным лучам у людей разная. Она, во-первых, меняется в различные периоды жизни; во-вторых, имеющие черный цвет волос и смуглую кожу, как правило, менее чувствительны к солнечным лучам, чем люди с малопигментированной кожей - блондины и рыжие. Большой чувствительностью обладают также старики, дети, подростки и лица с повышенной функцией щитовидной железы. Наконец, весной у всех людей чувствительность кожи к солнечным лучам наиболее высока.

Самая распространенная причина злоупотребления солнцем - стремление как можно быстрее и сильнее загореть, приобрести красивый цвет кожи. Многие считают, что чем загар темнее, тем выше биологический эффект закаливания солнцем. Однако, это не так. Загар - лишь одна из ответных реакций на воздействие солнечных лучей, и было бы ошибочно по нему судить об общем оздоровительном влиянии лучистой энергии на человека.

Через несколько минут после начала облучения кожа начинает краснеть, и мы испытываем чувство теплоты. Появляющаяся в результате действия тепловых лучей краснота (эритема) после прекращения облучения сравнительно быстро исчезает. Через несколько часов краснота появляется вновь и держится около суток. Это следствие влияния ультрафиолетовых лучей. Если облучения повторяются, то кожа благодаря образованию в ней пигмента - красящего вещества - приобретает желтовато-коричневую окраску, т. е. загар.

Как следствие неумелого пользования солнцем происходит перегревание организма и на коже появляются ожоги. Солнечный ожог представляет собой воспаление кожи, вызываемое в основном ультрафиолетовыми лучами. Обычно спустя 4-8 ч после облучения на коже появляются краснота и припухлость. Сопровождают их резкая болезненность и чувство жжения. Образующиеся при распаде клеток токсические вещества оказывают неблагоприятное влияние на весь организм. Его симптомы - головная боль, недомогание, снижение работоспособности.

Сам по себе загар это разновидность повреждения, кожа утолщается, чтобы защититься от лучей и быстрее старится. При повторном облучении клетки кожи становятся недолговечными и дегенерируют. Ответная реакция кожи - родинки и пигментные пятна, загар перестает быть равномерным.

Возможно, вы никогда больше не отважились бы загорать, если бы увидели под микроскопом, какой вред нанесен вашей коже – мертвые клетки сморщены, покрасневшие клетки соединительной ткани слиплись в серую массу, капилляры расширены и из них вытекает жидкость, а молекулы ДНК, этого материала, с помощью которого кожа восстанавливает себя, полностью повреждены, что провоцирует кожу создавать молодые незрелые предраковые клетки, а в некоторых случаях, и раковые.

^ 2.3 Заболевания, вызванные отрицательным воздействием ультрафиолетовых лучей.

Чрезмерное увлечение загаром провоцирует рост онкологических заболеваний. Существуют различные виды заболеваний вызванных влиянием ультрафиолетовых лучей на кожу. Одно из них - карциома, не является смертельным, развивается на наиболее уязвимых участках кожи, но его излечение является болезненным.

Злокачественная меланома представляет собой родинки, в которых произошли изменения, она затрагивает лишь небольшой участок кожи, но большинство летальных случаев от рака кожи происходят именно из-за этой патологии. При этом наиболее часто возникает меланома. Если 15 – 20 лет назад эта болезнь поражала людей пожилого возраста, то сегодня она все чаще встречается у молодежи.

Наибольшую опасность представляет чрезмерное и одновременное нерегулярное пребывание на солнце. Те, кто в детстве получил один и более солнечных ожогов (с образованием волдырей), больше рискуют заболеть. Родители обязаны беречь нежную детскую кожу от солнца. Не рекомендуется брать на пляж детей до 6 месяцев. Результаты многочисленных обследований больных меланомой кожи и членов их семей за десятки лет позволили сделать вывод о том, что при наличии у человека свыше 50 родинок диаметром более 2 мм, риск заболеть возрастает в два раза. Ультрафиолетовые лучи, как естественные, так и искусственные, во многом этому способствуют.

^ II. Альтернативные способы получения загара

1. Загар в солярии

Загар, несомненно, является полезным для здоровья, как физического, так и психического. Недостаток ультрафиолетовых лучей опасен для живого организма. А поскольку солнца, особенно в наших широтах,  не хватает, солярий может это компенсировать. 

С появлением соляриев, стало возможным иметь загорелую кожу круглый год. Принимая сеансы в солярии, люди получают косметический эффект: ухоженная кожа, эффектный загар стимулируют наше самосознание. Ведь нам известно, что 80% информации о человеке, воспринимается визуально, т.е. на основании о том, как он выглядит. Подсознательно мы воспринимаем загорелого человека как человека успешного и здорового.

В последнее время люди все меньше рассматривают Солнце как источник загара. Наша задача не лишать себя ультрафиолета полностью, а получать его в умеренных дозах. Для этого можно загорать в соляриях с лампами УФ-А, а можно и на пляже, но обязательно с использованием солнцезащитной косметики.

Необходимо применять меры предосторожности по защите кожного покрова от излишнего влияния ультрафиолетовых лучей. Врачи призывают правительства стран, где увлечение соляриями наиболее распространено, принимать срочные меры. Британская медицинская ассоциация (British Medical Association) и Институт исследования рака (Cancer Research UK) добились официального запрета на посещение салонов загара подростков младше 16 лет.

Так что, прежде чем желать для кожи золотистого оттенка загара, стоит подумать. Многие люди, мечтая достичь смуглого или даже шоколадного цвета кожи, пренебрегают элементарными правилами защиты от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. О том, что загар в солярии, как и на солнце, опасен для кожи, известно давно. Но в обоих случаях вредно именно злоупотребление, то есть частое, сильное и длительное облучение, в результате которого страдают даже глубокие слои кожи. Если загорать «грамотно» – короткие десятиминутные сеансы солярия один раз в неделю, это не только не вредит коже, но заряжает ее энергией на весь длинный бессолнечный период зимы.

Молодые девушки, страдающие угревой сыпью, считают, что для избавления от этой напасти нужно больше загорать. На самом деле на воспаленную кожу ультрафиолетовые лучи оказывают «эффект скачка»: в первое время кожа очищается, становится ровной, а через месяц еще сильнее покрывается гнойничками и камедонами. Это происходит из-за утолщения рогового слоя, вызываемого ультрафиолетовыми лучами. В результате нарушаются сало- и потовыделительные процессы. Перед посещением соляриев, необходимо советоваться с косметологом.

^ III. Исследование отношения подростков к загару, понимания причинения вреда организму и знания средств защиты от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

Для выявления отношения подростков к загару, понимания причинения вреда организму и знания средств защиты от вредного воздействия ультрафиолетового излучения была составлена анкета (Приложение 1). В анкетировании приняли участие учащиеся 8 -10 классов МБОУСОШ №13 в возрасте от 15 до 16 лет. Общее число респондентов – 50 из них 39 девушек и 11 юношей.

Получены следующие результаты:

  1. Естественным путем загорает 96% респондентов. Девушки обосновывают это тем, что «солярии вредны», «люблю все естественное», «мне так удобней», «меньше вреда». А юноши считают, что «настоящее солнце лучше, чем солярий». В солярии загорают 0% респондентов. Также есть такие респонденты(4%), которые загорают и в солярии и естественным путем. И обосновывают они это так: «зимой в солярии, летом естественным путем».

  2. 80% респондентов считают, что загар может нанести вред человеку: «можно сгореть», «бывает аллергия», «может быть рак кожи», «кожа стареет», «ожоги», «солнечный удар».

  3. Большинство - 86% респондентов считают, что загар может быть полезным для человека, так как «улучшается здоровье кожи», «организм укрепляется», «витамины от солнца».

  4. Большинство респондентов – 90 % не знают, что такое меланома.

  5. 100 % респондентов не обращаются к врачам, перед тем как загорать.

  6. 54% респондентов ответили, что используют солнцезащитные крема, девушки применяют солнцезащитные крема в два раза чаще, чем юноши. Приложение 2.

^ IV. Влияние Солнца на психическое состояние человека.

Солнце стимулирует выработку «гормонов удовольствия», поэтому считается, что солнечный свет – лучший природный антидепрессант. Его положительное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: если холод побуждает нас «закрыться», то солнце, напротив, «раскрывает» нас по отношению к внешнему миру и окружающим. Именно поэтому летом нам легче вступать в новые контакты и заводить новых друзей. От Солнца исходит энергия счастья.

Причина плохого настроения у человека кроется, в первую очередь, в полном отсутствии солнца. Чем меньше света попадает на кожу, тем более подавленным чувствует себя человек. Пасмурная погода, грязь на улицах, мрачные лица прохожих – всё это активно провоцирует уныние и скуку. Проблема настолько серьёзна, что уже вышла на 1 место в мире среди причин неявки на работу среди взрослых. Учёные уже успели окрестить эту нашу грусть «Чумой 21 века».

Было проведено второе анкетирование, среди учащихся 7,8 классов и взрослых. (Приложения 3, 4) Анкетирование детей отчётливо демонстрирует прямую зависимость настроения и успешной деятельности от наличия тёплой и солнечной погоды, располагающей каждого ребёнка к радостному общению, желанию быть победителем, ощущению быть любимым и любить самому. Анкетирование взрослых показало, зависимость их настроения от нескольких факторов. Но Солнце и солнечная энергия занимают важное и значительное место среди других факторов, способных помочь взрослому человеку «раскрыться» в полной мере.

Вывод:

Таким образом, в результате исследований я нашла подтверждение гипотезы, что эмоциональное и физическое состояние человека зависит от интенсивности солнечных лучей.

Несмотря на то, что все загорают и положительно относятся к загару, не все респонденты понимают, что загар, как реакция кожи на действие ультрафиолета, полезен в ограниченном количестве, а переизбыток влияния ультрафиолета солнца также опасен, как и излучения солярия.

Выявлены противоречия в понимании пользы и вреда. С одной стороны респонденты считают, что ультрафиолет вреден для организма человека, а с другой, что он не вреден, а даже полезен.

Большинство респондентов не обращаются за медицинской консультацией, перед тем как загорать. Не все понимают необходимость использования солнцезащитных кремов. Поэтому я решила разработать информационный буклет: «Как правильно загорать».
Заключение:

В ходе работы поставленная цель достигнута. Установлено положительное и отрицательное влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека, разработана анкета и проведено анкетирование и, проанализировав анкету, сделан вывод о том, что у старшеклассников недостаточное представление о вреде и пользе ультрафиолетовых лучей.

Установлено, что ультрафиолет влияет на организм человека положительно, способствует образованию в коже витамина D. В то же время, если пренебрегать правилами принятия солнечных ванн, вред влияния ультрафиолетовых лучей на организм человека усиливается. Рассмотрены альтернативные способы получения загара.

Установлено, что многие загорают только ради красоты и не отводят должного внимания своему здоровью.

Также мы выяснили, что если лишать себя ультрафиолета не стоит - это также приводит к различным заболеваниям – от общего снижения иммунитета (у взрослых) до заболевания рахитом (у детей).

Гипотеза, которую я выдвинула, подтвердилась, если злоупотреблять действием ультрафиолетовых лучей, то это может привести к заболеваниям, таким как карциома, фотокератит, меланома и многим другим неприятным последствиям для здоровья человека.

Также и эмоциональное состояние человека зависит от интенсивности солнечных лучей.
Приложение 1.

1. Где вы загораете?

А) в солярии,

Б) естественным путём,

В) в солярии и естественным путём.

2. Как вы считаете, загар может нанести вред организму?

А) да,

Б) нет.

3. А может ли быть загар полезным человеку?

А) да,

Б) нет.

4. Вы знаете что такое меланома?

А) да,

Б) нет.

5. Перед тем как загорать обращаетесь ли вы к врачам?

А) да,

Б) нет.

6. Используете ли вы солнцезащитные крема?

А) да,

Б) нет.

Приложение 2

Результаты анкетирования


Приложение 3
1.Что оказывает влияние на жизнь человека больше всего?

а) Земля, б) Луна, в) Солнце

2. От какого фактора настроение улучшается быстрее?

а) вкусная еда, б)тёплая солнечная погода, в) удачный рабочий день/хорошая оценка

3. В какое время суток ты чувствуешь себя лучше всего?

а) раннее утро, б) полдень,в)поздний вечер

4. В какое время года ты чувствуешь себя лучше всего?

а) осень, б) зима, в) весна, г) лето

5.Как меняется твоё самочувствие в солнечный день?

А) улучшается, б) ухудшается, в) не меняется

Приложение 4

Результаты анкетирования


Вопросы

Дети

Взрослые

Что оказывает влияние на жизнь человека больше всего?

Земля

1

5

Луна







Солнце

32

2

От какого фактора настроение улучшается быстрее

Вкусная еда

2

1

Тёплая солнечная погода

26

1

Удачный рабочий день/хорошая оценка

5

5

В какое время суток ты чувствуешь себя лучше всего?

Раннее утро

7

2

Полдень

20

3

Поздний вечер

6

2

В какое время года ты чувствуешь себя лучше всего?

Осень




2

Зима

1




Весна

3

4

Лето

29

1

Как меняется твоё самочувствие в солнечный день?

Улучшается

29

5

Ухудшается




1

Не меняется

4

1


Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия, М., 1956г., 44т., с.210-212

  2. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. Энц. , 1983 год – 1600 слов.

  3. //Здоровье №2, февраль 2007 стр.67

  4. //Здоровье июль 2004 стр.78-79




Похожие:

Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconСекция «С. И. Мосин – выдающийся конструктор – оружейник»
Мбоу гимназии №20 прошли Городские Мосинские научные чтения школьников «Шаг в науку». В них приняли участие 72 человека. Научные...
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconО городских научных чтениях детей младшего школьного возраста
Городские научные чтения детей младшего школьного возраста (далее научные чтения) являются одной из форм предъявления детьми материалов,...
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconСекция литературы V научно-практическая конференция школьников «Шаг...
Узнав из изучаемых в школе произведений XIX века о дуэлях, о трагическом конце их участников, о бессмысленной смерти талантливых,...
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconПрограмма Городские методические чтения «Современное образование: вызовы времени»
«Проектирование интерактивных эор, как результат рефлексивного мышления школьников»
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconНоминация «Знайка» (2– 4 класс) Секция №1 кабинет №218
Научные руководители: Акимова Татьяна Борисовна, Павлова Наталья Ивановна, учитель начальных классов
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconПриглашаем школьников 7-11 классов принять участие в олимпиадах из перечня Минобрнауки РФ
Межрегиональный экономический фестиваль школьников "Сибириада. Шаг в мечту" (не входит в перечень)
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconНа базе образовательного учреждения «Школа-интернат №30 ОАО «ржд»...
Согласно плану гимц, 27 марта 2012 г в 10. 00 на базе образовательного учреждения «Школа-интернат №30 ОАО «ржд» состоятся городские...
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconРабочий лист Шаленко Елены Григорьевны, учителя 1-3 классов, умк...
...
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция icon«Советско-финская война 1939-1940: ошибка или неизбежность?»; работа...
Тезисы к учебно-исследовательской работе «Советско-финская война 1939-1940: ошибка или неизбежность?»
Городские Толстовские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку» Секция iconОренбургской области
Министерство образования и науки Республики Марий – Эл совместно с фгбоу впо «Поволжский государственный технологический университет»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница