Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр»




НазваниеОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
страница1/4
Дата публикации12.04.2013
Размер0.58 Mb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Астрономия > Образовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Центр детского творчества «Созвездие»

Некрасовского муниципального района Ярославской области.

Утверждаю:

Директор МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»

___________________ О.В. Фрелих

«_____» ___________ 200____ г.

«Юнпресс»

Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста.

/ Срок реализации – 3 года/

Черноземова Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»

вторая квалификационная категория

п. Некрасовское,

2008 г

Образовательная программа детского объединения

«Юный репортёр».

Данная программа составлена на основе авторской программы «Образовательная программа детского объединения «Пресс-клуб»

^ Виктории Юрьевны Бобровницкой, педагога дополнительного образования ГОУ ЯО ЦДЮ, 2001-2002г., г. Ярославль.

Срок реализации программы: 3 года

Возраст детей: 12-16 лет.
Содержание

I Пояснительная записка

II. Тематическое планирование образовательного курса

III Содержание программы:

1. 1-й год обучения этап «Школа юнкоров»

2. 2-й год обучения этап «Информационное агентство»

3. 3-й год обучения этап «Пресс – центр»

IV. Технологии изучения программы

V. Мониторинг образовательного результата

VI. Литература
Можно научиться умению говорить, витиевато и правильно, умению писать, возвышенно и проникновенно. Этим искусством, при известном терпении, вполне можно овладеть. Но труднее всего научиться искусству иметь на все свою точку зрения, не поддаваясь стереотипам и чужому влиянию. Этому приходится учиться всю жизнь.

^ И, выражая себя в творчестве, ты делаешь свой первый шаг.

От автора
I.Пояснительная записка
Образовательная программа детского объединения «Пресс-клуб» возникла на волне обновления содержания современного дополнительного образования. Не случайно в «Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2001-2005 годы» одной из целей провозглашается: «Обновление содержания дополнительного образования на основе <...> разработки концепции программ нового поколения...»

А в Программе развития региональной системы дополнительного образования детей так же к приоритетным перспективным направлениям отнесено «создание инновационных образовательных программ, отражающих современные изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии».

Особый приоритет должны получить те направления дополнительного образования, которые дают возможность ребенку проявить себя в социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, направляют и определяют его профессиональный выбор.

В настоящее время не существует государственного стандарта программ для дополнительного образования по предмету «Журналистика» и «Реклама». Но идея создания данной образовательной программы в учреждении дополнительного образования возникла не случайно.

В образовательных учреждениях всегда были популярны стенные или компьютерные газеты, создателями и издателями которых были сами учащиеся. Естественно, педагоги не могли пройти мимо такого мощного воспитательного средства, каким всегда рассматривалось издание школьной газеты. С этой точки зрения газета понимается как средство повышения интереса у учащихся к проблемам школы и средство повышения мотивации к обучению.1

Издание школьных газет - это многолетняя традиция и устойчивое детское и молодежное движение. В его поддержку направлена даже отдельная долгосрочная программа «ЮНПРЕСС» Российского Союза Молодежи, направленная на развитие и популяризацию детского журналистского творчества, реализацию права ребенка на свободу получения и распространения информации.

На сегодняшний день в дополнительном образовании актуальны программы, в комплексе сочетающие теоретическое обучение основам журналистики и практическую деятельность по изданию молодежной газеты. Такие программы с успехом реализуются в Городском дворце творчества юных (Санкт-Петербург), во Дворце творчества молодежи «Перово» (Восточный округ г. Москвы), а также для телевизионной журналистики: Учебная программа «Основы телевизионной журналистики» (г. Киров), программа ярославского детского телевидения).

Данная образовательная программа детского объединения «Юный репортёр», являясь оригинальной авторской разработкой, представляет собой один из возможных вариантов именно такой комплексной программы.

Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал и предоставляет целый ряд уникальных возможностей для реализации целей развития творческого потенциала ребенка, а также решения воспитательных и развивающих задач. Она дает ребенку возможность свободно выражать и выработать собственное мнение, провести своеобразную «ревизию» своего внутреннего и окружающего мира, определить свое место в социуме. Такой род деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не дает возможность просто транслировать полученный объем знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции.

В ходе освоения журналистского опыта «на первый план выходит <...> формирование способности к социальному творчеству, самостоятельному принятию и воплощению решений. Самостоятельную личность формирует самостоятельная творческая деятельность на основе свободного выбора».2

Опыт журналистской деятельности, через социализацию личности и через утверждение ее автономности, формирует личность во всем богатстве ее способностей и потребностей, ориентирует ее на осознание связи всех людей в обществе. Практическая творческая деятельность формирует, развивает, углубляет и обогащает личность ребенка. Кроме того, журналистская деятельность требует высокого духовно - эмоционального напряжения, так как весь творческий процесс ведется ради читателя и ради передачи ему информации, воздействия на его мысли и чувства, ради формирования у него определенной позиции. Обе эти (суггестивная и эстетическая) функции журналистики не могут не накладывать на подростка ответственности, требовать от него строгого отношения к себе и своему творчеству.

Таким образом, журналистика, несомненно, оказывает существенное мировоззренческое воздействие на личность ребенка. Без сомнения, журналистская деятельность способствует и предопределяет гуманитарное развитие личности.

Приобщение к журналистике - это непосредственное приобщение к художественному творчеству. А «через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества, <...> осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие».3 Эмоции творца ни с чем не сравнимы и, безусловно, обладают огромным воспитательным потенциалом. Еще Л. Выготский называл творческие эмоции умными.

Воспитание творчеством направлено на формирование целостной личности, охватывает ее интеллектуальную, эмоциональную, волевую и морально-ценностную сторону. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности, всеохватывающе и затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира.

В целом, обучение журналистике определяет не только знания, но характер ребенка. Оно обладает огромным потенциалом в плане развития личности ребенка, так как требует не только определенных умений, но и нравственных убеждений, эстетического вкуса, художественных навыков, такта, коммуникативного опыта, жизненной активности. Нельзя не упомянуть и о социальном спросе на предмет «журналистика» и «реклама». ХХI век еще в большей степени можно назвать эпохой средств массовой информации, что, несомненно, предопределяет устойчивую популярность, «модность» среди молодежи профессий, связанных со сферой коммуникации. Дополнительное образование, которое всегда чутко реагирует на запросы общества, стремится заполнить нишу допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей. Нынешнее поколение молодежи очень прагматично. Школьные годы многие рассматривают как стартовую площадку своей будущей профессиональной жизни. Поэтому начальная допрофессиональная подготовка в дополнительном образовании не просто актуальна и диктуется веяниями времени, а по-настоящему востребована. Не случайно специалистами признается, что «программы социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации <...> получают в практике дополнительного образования все большее распространение».4 С этих позиций и была разработана данная авторская комплексная образовательная программа. Ее принципиальная новизна заключается еще и в том, что она охватывает и уникально сочетает несколько областей знаний и направлений деятельности: журналистику, рекламное дело, риторику, а также затрагивает социологические аспекты журналистской деятельности.

^ Отличительной чертой данной образовательной программы является то, что она предусматривает изучение теоретических основ журналистики и рекламного дела в сочетании с практической реализацией полученных знаний и умений в издании собственной газеты. В программу также включены элементы социологии (практика рейтинговых опросов, трактовка социологических исследований и т.п.), дискуссионная программа, досуговые мероприятия, работа с компьютером.

Программа предлагает ребенку своеобразную «игру в журналистику», в ходе которой он, помимо обучения, может попробовать себя в определенной социальной роли. Поэтому этапы программы соответствуют годам обучения («Школа юнкоров», «Информационное агентство», «Пресс-клуб»), каждый из которых имеет аналоги в реальной жизни и решает конкретные задачи. Каждый этап программы способствует развитию тех или иных профессиональных навыков, актуализации конкретных личностных качеств и является, по сути, этапом личностного роста каждого учащегося.

В ходе освоения программы «игра в журналиста» открывает перед ребенком неограниченное поле деятельности и дает возможности:

  • познакомиться с новой интересной деятельностью, новыми знаниями, особым типом словесного творчества;

  • развить устную и письменную речь;

  • научиться извлекать, анализировать и обрабатывать информацию;

  • развить свой интеллектуальный потенциал;

  • получить представление о своих творческих способностях;

  • расширить свои представления о людях и обществе;

  • научиться навыкам общения со сверстниками и взрослыми с позиции равного;

  • повысить свою самооценку и личностный статус в детском коллективе;

  • определить свои жизненные взгляды и ценности;

  • в процессе подготовки и выпуска газеты приобрести своеобразный производственный опыт.



^ Цели программы:

Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей, формирования активной жизненной позиции, социализации ребенка посредством включения его в журналистскую деятельность.

^ Задачи программы:

  • Дать представление о профессии и этике журналиста, об основах журналистики и рекламного дела, поддерживать мотивацию выбора подростками профессий, связанных с предметом программы.

  • Развивать уровень владения письменной и устной речью; коммуникативные навыки и умение контактировать с людьми.

  • Создать психологически комфортную атмосферу детского коллектива, способствующую активизации творческого мышления ребенка.

  • Содействовать выработке у подростка собственной позиции по вопросам морально-нравственной направленности и общественной жизни.

  • Создать творческий детский коллектив, способный издавать собственную газету и активно участвовать в жизни Центра и района.

Программа детского объединения «Пресс-клуб» является авторской комплексной образовательной программой с углубленным изучением ряда предметов. По направленности программа относится к социально-педагогическим (программа социальной адаптации). Программа креативная, относительно открытая и учитывает индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.

Данная образовательная программа органично входит в программу деятельности Центра детей и юношества и не противоречит его Уставу.

Образовательная программа детского объединения «Пресс-клуб» прежде всего, направлена на то, чтобы содействовать реализации творческой индивидуальности ребенка.

Развитие творческой активности каждого ребенка, на наш взгляд, представляется главной сверхзадачей современного дополнительного образования.

Научить ребенка мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию и оригинальность мышления, - вот то важное, что должно происходить в процессе «дополнительного» образования.

Неважно при этом, что это будет за учебная деятельность: танец, музыка, спорт и т.п. Разбуженный в ребенке творческий импульс останется с ним навсегда, ведь воздух творчества заразителен. Оригинальность мышления и творческий подход, развитые в детстве, дадут возможность ребенку затем, во взрослой жизни, полностью самореализоваться в своей профессиональной и любой другой деятельности.

Прикосновение к творчеству не проходит бесследно для личности ребенка, оно становится как бы частью его самого, способствует самопознанию и саморазвитию ребенка, осознанию своей самоценности и в тоже время приобщению к обществу.

Ребенок, занимающийся творчеством, обладает всеми духовными и мыслительными свойствами развитой личности. Психологи (например, Д. Гилфорд) отмечают ряд особенностей творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, точность (умение придавать законченность идеи), ассоциативность, быстрота. Они связывают креативность с высоким уровнем развития дивергентного мышления.

Психологи считают, что главными составляющими творчества являются мышление и воображение. На активизацию этих процессов и следует сделать основной акцент в развитии ребенка. Сформировать и довести до своеобразного автоматизма у ребенка «привычку думать» (по Н.Г. Чернышевскому).

Тем более, что дополнительное образование предоставляет уникальную возможность обучения ребенка на практике, в способствующей развитию социальной деятельности. С.Френе подчеркивал, что мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности.

^ Активная и продуктивная творческая деятельность позволяет: 1) помочь ценностно сориентировать ребенка в обществе и мире, 2) развивать и формировать его потребности и способности, 3) пробудить постоянное стремление к саморазвитию и самовоспитанию.

Таким образом, ориентация на открытие творческого потенциала каждого ребенка рассматривается автором программы как определяющая в современном дополнительном образовании детей.

^ Педагогические принципы программы:

Автор программы придерживается принципов развивающего обучения, сформулированных Л.С. Выготским:

  • Создавать и поддерживать вовлеченность детей, добиваться участие детей в регулировании учебного процесса, оценивать поощряя.

  • Учебный материал подавать определенными организационно-содержательными единицами, при изучении материала прибегать к дидактическим материалам разного вида, варьировать индивидуальную и групповую работу, подбирать соответствующие средства, стимулирующие интерес детей к учебному материалу.

  • Обучение вести в диалоге, в сотрудничестве.

  • На протяжении всего периода обучения вести диагностику и отслеживать результат.

  • Обучение проводить в темпе, приемлемом для каждого ребенка, учитывая уровень и особенности темперамента ребенка.

  • Поддерживать самостоятельность и инициативу ребенка, создавать атмосферу «сообщества учащихся».

^ Реализация программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения подростков 12 - 16 лет и ориентирована на развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка в процессе углубленного изучения ряда предметов. Нижняя граница возраста обусловлена тем, что с этого периода у подростков начинает формироваться потребность в самоопределении, в экспериментальной апробации собственных возможностей, а также намечается переход к абстрактному мышлению. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора детей.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность зависит от года обучения. В группе 1-го года обучения занятия проводятся 4 часа в неделю (2 х 2, групповые). В группе 2-го года обучения - 4 часа в неделю (3 часа - групповые, 1 час - индивидуальные). В группе 3-го года обучения занятия 6 часов в неделю (3 часа - групповые, 3 часа индивидуальные).

Наполняемость групп 1-2 годов обучения - 8-10 человек, 3-го года обучения - 6 человек.

^ Условия реализации программы:

К важнейшим условиям реализации данной образовательной программы можно отнести формирование такой образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания, сотрудничества, искренности. Атмосфера должна располагать к высказыванию своего мнения и идей, к проявлению своих способностей, без осуждения и подавления. Таким образом, создается комфортная психологическая обстановка, позволяющая каждому ребенку и педагогу реализовать свой творческий потенциал.

^ Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации программы:

отдельный кабинет с письменными столами, компьютер, оснащенный программой Page-maker, принтер с цветной печатью, ксерокс, диктофон, магнитофон, видеомагнитофон, бумага формата А3.

^ Дидактическое обеспечение программы: методическая литература по профилям программы, аудиотека, видеотека, подшивка газет, каталог дидактического и раздаточного материала.

.

К желательному условию реализации программы можно отнести наличие опыта работы педагога в журналистике или рекламе, что, несомненно, будет способствовать более качественной профессионально ориентированной подаче материала.

Образовательная программа детского объединения «Пресс-клуб» состоит из следующих тематических разделов: 1. Пояснительная записка. 2 Учебно-тематический план. 3 Содержание программы. 4 Технологии изучения программы.5 Мониторинг образовательных результатов. 6 Список литературы.

^ Основные направления образовательной программы детского объединения «Пресс-клуб»:
Теория журналистики: основные виды и жанры газетных материалов, практика газетного дела. Основы журналистского мастерства: работа с текстом и заголовком, редактирование, корректорская правка.
^ Рекламное дело: Виды, методы и средства рекламы, новейшие тенденции рекламного дела, понятие о маркетинге преимущества и опасность PR.
^ Выпуск газеты. Издание молодежной газеты: материалы, реклама, рисунки, фотографии, редактировании и верстка на компьютере осуществляется самими ребятами
Социологический аспект журналистской деятельности

Диспуты по проблемам морально-нравственной тематики, журналистские расследования, обсуждение спорных материалов, социологические исследования, психологическая подготовка (коммуникативный и поведенческий тренинги).
^ Внутренняя и внешняя деятельность объединения: участие в деятельности Центра, освещение и реклама всех мероприятий и работы объединений центра, участие отдельной командой в различных конкурсах и праздниках, проведение досуговых и развивающих мероприятий в объединении, работа с музеем, создание архива и летописи Центра.
^ II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА
  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconПрограмма деятельности детского общественного объединения «Республика мальчишек и девчонок»
Программа детского объединения «Республика мальчишек и девчонок» мбоу «Николаевская Сорочинского района Оренбургской области» «Восемь...
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconПрограмма деятельности детского объединения «Белый барс»
При создании программы деятельности опора была сделана на предыдущий опыт работы объединения, а также на работы исследователей детского...
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconПрограмма кружка «Юный химик»
Программа кружка «Юный химик», образовательная область : «Естествознание», тип программы предметно-ориентированная. Предназначена...
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconОбразовательная программа «Юный дизайнер» объединение «Юный информатик»
Данная программа создана с учетом нормативных документов: типового положения удо, Уставом гдюц «Салют», Законов РФ и рб «Об образовании»,...
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconАнализ деятельности детского объединения «Белый барс» за 2011-2012 учебный год
Детское объединение «Белый барс» работает по программе «Программа детского объединения «Белый барс» разработанной на 4 года в 2009...
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconМетодическая разработка занятия по теме «Деятельность отряда юид...
...
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Девиз детского объединения, эмблема (символический рисунок, отражающий сущность названия, девиза, традиций и основных направлений...
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconПлан работы объединения «Юный эколог»
Организационное занятие. Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Образовательная программа детского объединения «Юный репортёр» iconОбразовательная программа второго года обучения объединения «Юный фермер»
Является знакомство с новейшими технологиями производства экологически чистой сельхозпродукции. В цикле теоретических занятий по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница