4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить?




Скачать 132,57 Kb.
Название4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить?
Дата публикации10.08.2013
Размер132,57 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Астрономия > Документы
ЗАДАНИЯ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ М. С. СОЛОВЕЙЧИК НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ДОНСКОГО КРАЯ.

Задание 1

1. Прочитай. Обозначь границы предложений. Реши орфографические задачи.



К • тенка звали (П)(п)ушок он ж . л св . ю первую в .сну очень

любопытный был м . лы . ж/ш то (к) в . р . б?ю подкрадывае [ца] то жука ловит

то лягушонка (под) камень з .о/а гонит.

(В.Гаранжин)

  1. В третьем предложении подчеркни главные члены.

  2. Выполни указанные виды разбора.

Задание 2

1. Прочитай текст. Определи жанр, к которому можно его отнести.

В л .су промышляла стайка зябликов. Интерес?н . . и кр . сив .. птич?ка.

Г . ловка и оплечья у нее сизые, почти ж . лтые. Хвос. и крыл?я пестренькие.

Клюв - светло-серый. Птич?ка - юрк . . и г . л . сист . . .

(Г.Колесников.)

2. На месте "окошек" называй буквы, которые "спорят", выбирай и вставляй
правильные. Решай и другие орфографические задачи.

3. Спиши4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь
себе, чтобы их определить?

Задание 3

1. Прочитай текст. Определи - это повествование или описание предмета.



(К)к .о/а нцу ф.е/ивр.о/аля п.о/а т.е/и плел .о/а . Кое-где та.я/и л сне .г/к . .о/аднажды утром мы увидели скв .о/а рцов. Ч.е/орными к .о/а моч?ками они

с .и/е дели (на)голых ветках т . а/ополей и груш. Они изр .и/е .д/т к . о/а мел .о/а дич?н .а/о и как-то нерешительно п .о/а свистывали, будто пробовали г .а/о л .а/оса.

(В.П.Гнутов)

2. Реши орфографические задачи. В третьем предложении надпиши
названия знакомых тебе частей речи.

Задание 4

1. Прочитай. Спиши первое предложение и подчеркни главные члены. Как будешь их искать? Отметь орфограммы.

Скворцы всегда прилетают в свои скворечники. Никому их не уступают. Один год весна была поздняя, скворцы с прилетом запоздали. А когда прилетели, в скворечниках уже воробьи гнездились. И началась война.

(В.П.Гнутов)

2. Выпиши слово-подлежащее и припиши к нему однокоренные слова из отрывка. Покажи их строение(с-с).

3.Найди в отрывке другие группы однокоренных слов. Выдели в них корень. 4. В глаголах выдели примету прошедшего времени.

Задание 5

1. Прочитай два отрывка .

Степь — это безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью на черноземных и каштановых почвах в зоне сухого климата. Основные растения степи - это растения семейства злаковых, а также представители семейства бобовых и разнотравье. Главные предста­вители животного мира степей - грызуны, мелкие хищники, лиса, заяц-русак.

(Степаненко Л.Г.) "Степные загадки"

Родимая степь под низким донским небом! Велюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затвердевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу...

(М.А.Шолохов)

2. В каком тексте - деловое сообщение, а в каком - словесная картинка?

3. Спиши тот отрывок, который тебе больше понравился. Обозначь орфо­-
граммы, устно объясняй выбор букв.

4. Найди в твоем тексте однокоренные слова или формы одних и тех же слов. В однокоренных выдели корень, а в формах - окончание.

(с-с)

5. В первом отрывке найди два сложных слова. Выпиши их и покажи строение.
Задание 6

1. Прочитай. Сколько человек разговаривают? Какие предложения по цели и
интонации они используют?

  • Ты слышишь?... Проводника ищут!

  • Я слышу, - тихо отозвался Иван Макарыч

  • Боюсь, не дойду, а то повел бы.

  • Ну так я поведу! — взволнованно зашептал Максимка.

  • А дойдешь?

  • Дойду, не волнуйся!

(Г.Гасенко)

  1. Где можешь, найди в предложениях главные члены, выпиши их и укажи
    части речи.

  2. Укажи число и лицо слов-подлежащих. Какой признак у них меняется?

  3. Изменяется ли форма глаголов — сказуемых? Обозначь все признаки, которые
    можно определить у глаголов - сказуемых.

Задание 7

1. Спиши4 предложения, выбирая правильное написание. Устно ответь на заданный вопрос.

Ло .(д/т) ка идет то у .(з/с) к .(и/е) ми протоками, то ш.(и/е) рок .(и/е) ми зав .(а/о) дями. Потом б .(е/и) р .(е/и) га разворачиваю[ца] (на)стор .(а/о) ны. Передо мною .(а/о)ткрывае[ца] ш .(е/и) рок (а/о). я свинцов .(а/о) я гла .(д/т) ь м .(о/а) рск.(о/а) .(в/г) .(о/а) з .(а/о) лива.

(Г.Гасенко)

2. Дай характеристику первого предложения , подчеркни его главные члены.

3. Над каждым словом напиши название частей речи, а над именами
существительными - еще и падеж.

4.Письменно проведи анализ указанного слова.

Задание 8

1. Вставь 4 нужные буквы. Вспомни, какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать орфограммы в окончании.

Обильн .. р . са бл . стел. (на) тр . ве (в) ярк.. свете луны.

(Г.Гасенко)

2. Выпиши главные члены предложения, а под ними словосочетания.

Задание 9

1. Прочитай. Выпиши из предложений их основы и словосочетания. Отмечай
главные (X) и зависимые ( Y ) члены. Пиши смысловые вопросы, а рядом в
скобках указывай значение словосочетаний (таблица на стр.44)

(Над) ш . (и/ы)рок . м лугом д .(а/о) вно поднял . (а/о) сь луна. Я сижу в пойменной
н .(и/е)зин . (на) к .(о/а)пё . (ш/ж)к . сена. (Г.Гасенко)

2. В окончаниях каких слов ты уже мог(ла) решить орфографические задачи, а
каких - еще нет?

Задание 10

1. Прочитай. Реши орфографические задачи.

При (в) ходе (в) са . (д/т) , (с) прав . (а/о) и (с) лев . (а/о) росли сплошные

кустарн . (и/е) ки р . (а/о) зн . (а/о)цветн . (а/о)й с . (и/е) рени, (на) клумбах - море

цв . (и/е) тов, (по) б. (а/о) кам главной ал?еи - высились веч?н . (а/о з . (и/е) леные туи.

(Г.Гасенко.)

2. Выпиши словосочетания с именами прилагательными. Обозначь4 главные и
зависимые слова, рядом укажи признаки, в которых они согласуются: род, число,
падеж.

Карточка 11

1. Прочитай. Из каждого предложения выпиши4 сначала основы, потом словосочетания, где главное слово управляет зависимым.

Скворцы покинули деревянные домики. Они улетели вместе со своими семьями в поля, в лесополосы, в заросли возле рек. (В.П.Гнутов)

2. Пиши смысловые и падежные вопросы, если они разные , указывай падежи.

Задание 12

1. Реши орфографические задачи.

(На) • краин . с . ла, (на) верхн • й ул . ц . слыши[ца] т . гуч . я пес?ня.

(Г.Гасенко)

2. Выпиши словосочетания. Обозначь главные и зависимые слова. Укажи
падежи имен существительных.



3. В каких словах "окошки" остались? Почему?

Задание13

1. Спиши4, вставляя буквы.

(За) форточ?кой у меня была пристроена к . рму . ка для в . р . б?ёв. Я открыл форточ?ку и насыпал хлебных крош . к. (К) к . рмушке прил . тели два

в . р . б?я. Один - поч?ти белый, другой - ж . лтовато- з . л .тистый. Это в. р. б?и-
альбиносы.

(Г.Колесников)

2.Укажи склонение и падеж имен существительных..

3. Найди формы одного и того же слова, выдели те части, которыми они различаются.

Задание 14

1. Спиши4.

Над всеми именами существительными указывай склонение и падеж, а рядом пиши проверочные слова для орфограмм в корне и окончании.

Проснулся еж в замолкшей чащ . , Царапнул лист, понюхал пень

И по тр . пинк .чр ш . лестящей

Переб . жал в густуючртень.

(А.Оленич-Гнененко)

2. Выполни указанный разбор.

Задание 15

1. Спиши4 текст, решая орфографические задачи. Укажи падежи имен существительных.

Любил я вст . вать ран • , (до) восхода со • ?нца. Вокруг было тих . . 3 .мля пахла тепл . . ночн . . росой. Сад др . мал в легк . . утренн . . дымке. В гущине зарослей ворковали горлинки. Я и мой младший братишка б . жали с

удоч?ками через сад к Проток . .

По Г.Гасенко.

2. Озаглавь текст.

Задание 16

1. Спиши4. Выбор букв в окончаниях имен прилагательных доказывай письменно.

Смотрю издали на родн . . село. От крайн . . дворов, сразу за вишнев . . . садами, начиналось зелен . . половодье хлебов. Тут же зазывно махали крыльями

ветрян • . мельницы. В центре села стояла бел . . церковь.

По Г.Гасенко.

  1. Дай название отрывку.

  2. Укажи падежи имен прилагательных.

Задание 17

1. Реши орфографические задачи.

Подпирает небо розов. . (Над) станицей дым печ?н • • . X • р . шо вокруг. М . розн • Воздух утренн . . , хмельн . • . Бел • • инеем припущен

Полушубок т . полька. (В) лунку лескою опущен

Первый луч? (без) попл • вка. Т . шина (ко) льду примёрзла,

(В) сне . зарылись каюки. А (в) сенях тоскуют весла

(Без) работы, (без) р • ки.

Виктор Петров. .

3. Выпиши4 словосочетания с именами прилагательными. Слова какой части речи будут ими командовать?

3. Письменно дай характеристику части речи зависимого члена из словосочетания белым инеем.

Задание 18

1. Спиши4 отрывок. Реши орфографические задачи.

Горяч . . поле дыми [ца].

Наш тракт . р р . кочетс-с д • вно.

Стр . кой з • л .тою ложи [ца]

(Во) влажную с-с землю з . рно.

Иван Федоров.

  1. Покажи строение указанных слов.

  2. К каждому глаголу припиши начальную форму.

Задание 19

1. Спиши 1,4 текст. Укажи неопределенную форму глагола, над другими -
обозначь время.

(С) каждым шаг • м идти становилось всё трудней и трудней - ил вязкий и х . лодный, мелкий дождь хлещет то (в) л . цо, то обдаёт (с)прав . . А когда

вышли (на) простор, вет . р ударил сильн • • мокр . . струей (в) левый бок.

Григорий Гасенко.

2. Глаголы в каком времени не встретились? А какое время представлено в
двух формах - простой и сложной? Выпишите их.

Задание 20

1. Спишите 1,4. текст, правильно оформляя границы предложений.

Лодка идет то узкими протоками то широкими заводями потом лодка разворачивае[ца] передо мною открывае[ца] широкая свинцовая гладь морского

залива из-за вербы вылетела утка-крякушка они развернул . сь и пошли на посадку

По Г.Гасенко.

2. Найди и выпиши друг под другом две формы одного глагола. Рядом укажи
признаки слова как части речи: время, число, род или лицо.

В какой форме окончание назовешь родовым, а в каком - личным?

Задание 21

1. Спиши1,4, отмечая все орфограммы.

Однажды солнечным утром отшельник вышел из норы и уселся на свежем земляном бугорке.

  • Чему ты радуешься? - спросил он у Иволги.

  • Я радуюсь солнцу, небу, цветам, что растут на поляне, - ответила Иволга

  • Я пою оттого, что люблю все это.

  • Разве есть такое, что можно любить?

  • Конечно! Ты посмотри, как всё прекрасно вокруг...

По А.Коркищенко.

  1. Над глаголами цифрами I или II указывай спряжение, надписывай число и
    лицо.

  1. Какие предложения по цели и интонации есть в тексте?

Задание 22

1. Прочитай отрывок. Выпиши все глаголы, выдели окончания. Укажи: время,
число, лицо или род, спряжение глаголов.

Проснулся еж в замолкшей чаще, Царапнул лист, понюхал пень. И по тропинке щелестящей Перебежал в густую тень.

А.Оленич-Гнененко.

2. Измени глаголы и рядом запиши сначала в форме 2 лица единственного
числа, а затем множественного числа, потом - в неопределенной форме. Отмечай
все орфограммы.

Задание 23

1. Спиши1 предложения, отмечая все орфограммы. Над глаголами, где можешь, указывай спряжение, лицо, число.

Солнце уже почти не греет, по ночам веет холодом. Лесная полоса одевается в золото и багрянец.

По И.Кучеренко.

2.Первый из встретившихся глаголов запиши в формах 2-го лица единственного и множественного числа.

  1. В последнем предложении подчеркни главные члены.

  2. Над именами существительными укажи склонение и падеж.

Задание 24

1. Прочитай.

Мы любу . мся цаплями. Вот одна, крайняя справа, вдруг выбега . т из строя короткими прыжками, дела . т подружкам смешной поклон. Куцый пучок хвоста взлета . т кверху, длинный нос почти каса • тся воды. Она вод • т им по сторонам,

будто раздумыва . т, куда бы ей полететь.

По Г.Гасенко.

2. Выпиши глаголы с безударными личными окончаниями; впиши в слова
окончания; укажи время и спряжение глаголов.

Задание 25

1. Прочитай донские пословицы. Как ты их понимаешь?

Кто землю леле . т, того з • мля ж . ле . т. Книга п . мож . т (в) труде, выруч . т (в) б . де.

Кто дру . другу пом . га . т, тот врага одолева. т.

2. Спиши4 пословицы. Реши орфографические задачи. Укажи спряжение глаголов.

Задание 26

1. Прочитай отрывок из стихотворения В.Жака "Первый снег" и подчеркни в
каждом предложении главные члены.

На той г • ре и сме • и виз . : С г.ры л. тят ребята вниз. Сережа обг . няет всех!

И первым - вверх н • гами - в сне • !

В.Жак.



  1. Спиши.4 Рядом пиши проверочные слова для безударных гласных. Укажи
    часть слова, для которой ты искал(а) проверку.

  2. Подчеркни наречия.

Задание27

1. Прочитай стихотворение.

Найди!

Лена очень любит пря . ки:

Пус?ть п • ищут, п . з . вут!

Спрята[ца] - см . шн • и ела . к . !..

Только страшн . - (не) найдут!

И кр . чит из-за кр . ва . к . - Ты найди меня! Я тут!

В.Жак.

2. Реши орфографические задачи. Спиши 4. Рядом напиши проверочные слова.
З.Дай характеристику местоимениям, которые встретились в стихотворении.

Задание 28

1. Подчеркни глаголы и выдели окончания. Определи спряжение, лицо, число глаголов.

Чистая дружба.

Как только под звонкие струйки Подставите грязные руки, Вода объявляет тревогу, И мыло спешит на подмогу!

Лишь грязь на коленках заметит Мочалка, нахмурится строго: -Тревога! Немытые дети! - ^ На помощь, вода! На подмогу!

Работают вместе, Как нужно! Хорошая, Чистая дружба.

В.Жак.

2. Запиши все глаголы в неопределенной форме, обозначь суффикс перед -ть З.В подчеркнутом предложении объясни постановку запятой .

4. Найди и подчеркни наречия.

Задание 29

1. Прочитай донские пословицы.

Над именами существительными с "окошками" указывай склонение и падеж, а над глаголами - спряжение.

Тот в почёт . , кто поте . т на работе.

Казак на чужбин . вою . т, а жена дома горю . т.

Казак на Дуна • служ . т, а жена на Дону туж . т.

  1. Выдели те части слова, в которых вставлял(а) буквы.

  1. Запиши названия падежей, в которых имена существительные не
    встретились

Задание 30

1. Прочитай пословицы. Определи, о чем говорит каждая.

Казак на Дуна . служ . т, а жена на Дону туж . т. Книга помож . т в труде, выруч • т в беде. Ул. нивого курень т • чёт и печь не п . чёт. Лень без соли обеда. т, да вкуса не веда • т.

Книга - дру . , без неё как без рук.

Казак на чужбин • вою • т, а жена дома горю • т.

2. Спиши4 пословицы, объединив их по две, близкие по смыслу. Указывай спряжение глаголов, а у имен существительных - склонение и падеж.

Задание 31

1. Прочитай. Найди однородные члены предложения.

Весна! Как кругом всё весело, ласково, приветливо! Деревья голы, но уже живут, дышат. В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики, долбить каблуками упрямый лед.

По А.П.Чехову.

2. Опираясь на какие признаки, ты доказывал(а), что найденные тобой члены
предложения - однородные.

Задание 32

1. Прочитай предложения. Определи, сложные они или простые.

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

А.П.Чехов.

  1. Укажи падежи имен существительных.

  2. Объясни, как ты понимаешь выражение "в душу уже просится весна"?

Задание 33

1. Спиши4. Реши орфографические задачи.

Спи, а завтра утром встан . ш.? Крепок, вес . л и зд . ров: Подрасти суме . ш . ? (за) ноч?

На одиннадцать ч . сов.

В.Жак.

2. Что ты помнишь о происхождении и строении подчеркнутого слова?

3. Определи падеж имени числительного.

Задание 34

1. Прочитай стихотворение В.Жака. Вставь пропущенные буквы, объясни их
выбор.

Первый снег.

Ложи[ца] первый белый сне . - Ч . дн . . п . года!

Шага . т смелыйчр ч . л • век, Ему четыре года.

Его з . вут (С)(с)ережа, Он, как и папа, - (Г)(г)арин,

X * дить без мамы мож . т: Он - наст • ящий парень!

2. Найди числительные, поставь перед ними v

  1. Укажи падежи имен существительных.

  2. Объясни, какие предложения по цели высказывания и интонации встретились
    в стихотворении.

Задание 35

1. Прочитай. Реши орфографические задачи.

Бледн . • свет луны струит[ца]чр По заснеженн . . у полю.

Зайч .кв дальн . • путь пус?тился-Первый раз почуял волю.

Было гол . дн . и пуст • , Стужа злил . сь и кусал . сь, Иг. ловк.ю к • пусты

Зайч • ку луна к . зал . сь.

И.Ковалевский.

  1. В первом предложении подчеркни главные члены предложения.

  2. Выпиши все словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
    Укажи падежи.

Похожие:

4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconОпределение темы и главной мысли
В данной главе предметом рассмотрения является текст. Следует обратить внимание на признаки текста, способы и средства связи между...
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconУрок-диспут по теме «Самоубийство Катерины сила или слабость?»
Цели: углубить представления уч-ся о главной героине пьесы, раскрыть силу и слабость характера Катерины, определить, в чем смысл...
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconФилософские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского
Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя отделить от его идеи,...
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconБенджамин Франклин
Ведь шахматист постоянно размышляет: «Если я пойду этой фигурой, какие преимущества я получу в новом положении? Как воспользуется...
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconЗадание Прочитайте текст. Задайте к нему вопросы
Задание Прочитайте текст. Напишите биографию вашего дедушки или бабушки, тети или дяди
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconСтруктура света или самое тёмное дело в истории физики
Трудность в том, чтобы выделить из массы измышлений и домыслов досужих толкователей несомненные, непреложные факты. Установив исходные...
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconУчаствовать в беседе, понять иноязычный текст в звучащей или письменной форме
Какие же виды речевой деятельности или формы общения должны включаться в ос­новные объекты контроля?
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconУчаствовать в беседе, понять иноязычный текст в звучащей или письменной форме
Какие же виды речевой деятельности или формы общения должны включаться в основные объекты контроля?
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconТема: Природно-хозяйственные зоны
Рекомендации: в обязательном порядке после повторения § ответить на вопросы в конце параграфа. Если на какой-то вопрос не смог ответить,...
4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить? iconУрок 30. Тема: Что такое текст? Цели: обобщить знания по теме «Текст»
Цели: обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5 – 9 классах; закрепить навыки правописания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница