Урок по теме: "Глобальные проблемы современности"




Скачать 144.94 Kb.
НазваниеУрок по теме: "Глобальные проблемы современности"
Дата публикации25.07.2013
Размер144.94 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Астрономия > Урок

Урок по теме: "Глобальные проблемы современности"


Цель урока.

Обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.

Задачи урока.

  1. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.

  2. Акцентировать внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении.

  3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

  4. Воспитывать у детей качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Достижение поставленных целей предполагается через:

  • фактический материал глобального содержания;

  • использование межпредметных связей;

  • отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);

  • атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.

Отбор дидактического материала, наглядных пособий поможет учащимся образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное: что соответствует целям урока.

Материал, используемый на уроке, переработан в доступный для понятия 11-классников. В то же время, в нём содержится информация, которая отвечает достижениям современной науки. Учебный материал тесно связан с жизнью, что делает его значимым в формировании личности учащихся.

Вопросы, на которые требуются ответы во время урока, задания, упражнения, которые учащиеся выполняют, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер, что позволяет активизировать творческую, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Задания выполняются индивидуально, в группах, по парам.

На уроке необходимо уделять большое внимание развитию личностных качеств учащихся: формированию мотивации жить в гармонии с окружающим миром, коммуникативных способностей, умению сотрудничать, понимать других людей, приходить в сложных вопросах к согласию, рефлексии.

Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании, а также с учетом современных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества, игровых технологиях.

^ Ход урока

Приветствие. Здравствуйте, садитесь.

Вы, ребята, уже не первый год изучаете обществоведческие дисциплины, перед выходом в большую жизнь они показывают вам многообразие человеческого существования, помогают подготовиться к трудностям.

Трудности, проблемы есть у каждого возраста. У вас, 11-класcников ХХI века, они тоже есть. Назовите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым людям на пороге взрослой жизни.

^ Выяснение личных проблем детей.

Ответы детей.

Мы с ребятами на предыдущих уроках проводили социологические исследования, с какими проблемами сталкиваются современные выпускники школ. Результаты исследований перед вами. Чтобы успешно преодолеть эти трудности, к ним надо готовиться.

^ Работа со статистическими данными предыдущих уроков. (Приложение 1).

А скажите мне, ребята, бывают ли такие случаи, при которых перечисленные проблемы уходят на второй план, и, если бывают, приведите мне примеры.

Беседа.

Вывод: это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким.

А бывают ли такие ситуации, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран.

Эти проблемы вам уже известны, так как вы говорили о них на уроках: химии, биологии, физии, географии и других.

Давайте вспомним их.

Перед вами на столах лежат пакеты, в которых имеется художественно-изобразительный и документальный материал по одной из проблем. Ознакомьтесь с этими материалами и сформулируйте название проблемы.

Назовите её.

Учащиеся работают по группам. Творческо-поисковая работа. (Приложение 2).

А теперь посмотрите на доску и ознакомьтесь с научной формулировкой проблем, над которыми вы работали. Совпадает ли ваша формулировка с научной? Сделайте грамотную надпись на пакете и прикрепите материал, с которым вы работали, вокруг символического изображения планеты Земля. Запишите название проблем в рабочие листы.

^ Соотношение с научным названием.

Итак, по какому же принципу мы выделили эти проблемы из числа других?

Да, эти проблемы угрожают жизни многих людей.

Запишите тему урока в ваших рабочих листах. Мы будем обращаться к ним постоянно в течение урока, и фиксировать главное.

Тема урока - “Глобальные проблемы современности” (Приложение 3).

Цель нашего урока - обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.

А теперь вернёмся к теме урока.

Что обозначают слова “проблемы”, “современность”? А что значит слово “глобальные”? Значение слова “глобальные” мы определим двумя способами. С помощью словарей и подбором синонимов. Подбираем синонимы. Результаты работы со словарями. Что общего в определениях?

^ Работа с терминами.

Итак, научное значение слова “глобальный” таково.

Глобальный (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - шар)
1) охватывающий весь земной шар, всемирный;
2) всесторонний, полный, всеобщий.

^ Запись в рабочих листах.

А теперь, когда мы определили, что все рассматриваемые нами проблемы относятся к глобальным, постараемся выяснить что между ними общего.

Для удобства, можно назвать причины, порождающие эти проблемы, их суть, и последствия.

Занесите в рабочие листы “Отличительные признаки глобальных проблем”. Перечислим их еще раз.

^ Работа с рабочими листами.

Что необходимо для успешного решения любых проблем, в том числе и глобальных?

Беседа.

Одно из условий - это финансы. Представьте, что я владелец огромного капитала. Каждая группа - эксперты в определённых областях. Определите для себя наиболее актуальную глобальную проблему, воспользуйтесь материалом, который имеется по данной проблеме. Подготовьте для меня убедительное выступление, что именно ваша проблема несёт наибольшую угрозу человечеству, чтобы я смог профинансировать вашу программу по решению выбранной проблемы. При подготовке выступления можете использовать памятку в рабочих листах.

^ Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления.

Я финансирую ………. проблему.

Мы не все проблемы охватили, как быть с теми, которые остались?

^ Проблемно-поисковое задание.

Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрал?

О какой еще отличительной черте глобальных проблем мы не сказали?

Вывод: все они взаимосвязаны.

Мы с вами определили, какие проблемы называются глобальными, выяснили их отличительные черты, решили, что все их решать надо одновременно, так как они взаимосвязаны.

Вопрос следующий, а кто будет решать эти проблемы?

  • Правительство;

  • Общественные организации;

  • Лично каждый.

Приведите примеры.

Проблемно-поисковое задание. Ответы учеников.

А на ком же лежит большая ответственность в решении глобальных проблем?

Предлагаю четыре варианта.

  • Правительство;

  • Общественные движения;

  • Лично каждый;

  • Другое мнение.

С каким из них вы согласны?

Займите место в соответствии с выбранным вариантом, посоветуйтесь, и аргументируйте свой выбор. Пожалуйста, выполните задание.

Дискуссия.

^ Работа в группах.

Вывод: глобальные проблемы решать нужно всем вместе.

Прошу вас садиться.

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке. Перед вами - карточки разного цвета. Каждый цвет обозначает определённый вопрос по уроку.

Что тебя заинтересовало? Что тебя удивило? Какую бы проблему ты хотел обсудить в будущем?

Поднимите карточку того цвета, на какой вопрос вы хотите ответить.

На протяжении многих лет ученые, обществоведы ищут пути решения проблемы угрозы человечеству. С некоторыми их высказываниями вы можете познакомиться на стенде или в рабочих листах.

Познакомьтесь, пожалуйста, с этими высказываниями и подумайте, какое из них можно взять эпиграфом нашего урока. Почему?

^ Упражнение “Философское дерево”. (Приложение 4).

На классном часе, на уроках, в компании друзей обсудите их. Если глобальные проблемы не будут решаться, есть ли уверенность, что вы сможете решить свои личные?


^

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 85%




ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 69%

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 51%

СДАЧА ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ 63%

ПРОБЛЕМА ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО

ВРЕМЕНИ 87%
^

МАТЕРИАЛЬНАЯ

ПРОБЛЕМА 83%



ДРУГОЕ 41%


«УГРОЗА НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПРОБЛЕМА РАЗОРУЖЕНИЯ»
В результате американских атомных взрывов над Японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 года, всех деревьев, в том числе и тех, что произрастают на территории нашей страны, например в Сибири.

За период с 3500 г. до н.э. по сегодняшний день произошло 1430 войн. И только 292 года люди на Земле жили в мире.

В войнах погибло (млн. человек): XVII в.- 3,3; XVIII в.- 5,5; XIX в.-16; XX в.- более 120 млн.

Накопленного сейчас оружия достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле десятки раз.

Около 10% смертей в современном мире прямо или косвенно связаны с войнами.

На военные нужды ежегодно в мире затрачивается более 1 трлн. долларов.

Более 40% ученых заняты созданием новых и совершенствованием уже существующих видов оружия.

В 1997 г. США продали оружия на 15,2 млрд. долл.(44% всей мировой торговли), Великобритания- на 5,9, Франция- на 4,9, Россия – на 3-4 млрд. долл. (во II –ой пол. 80-х гг. СССР продавал оружия на 15-17 млрд. долл. в год).
^ «ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ»
«…Ой, это был улёт! – рассказывает девушка о своем первом впечатлении от наркотика – сначала мне стало весело, я без остановки смеялась. Потом моё тело стало, как бы раздваиваться. Мне стало ещё смешнее. Потом ребята повели меня домой, и я чуть не попала под машину. Но даже не испугалась – наоборот, хохотала и хохотала… А потом меня вытошнило. Утром было плохо, навалилась тоска. Всё, решила, больше я к наркотикам не притронусь…»

Однако видимость наслаждения не позволяет обычно ограничиваться одной «пробой». Дозы растут. Видения из приятных становятся тягостными, жуткими. А когда наркотика нет, человек, приобщившийся к наркотикам, испытывает такие телесные и душевные муки, какие сравнимы только с адскими. Чтобы прекратить их, надо раздобыть зелье. А наркотики дорого стоят. И вот – преступления, кражи, убийства. Многие умирают от передозировки наркотика.

Глобальный характер проблемы здоровья проявился достаточно давно. А проблема наркомании из «заокеанской» стала уже нашей. За 5 лет потребление наркосредств среди молодых людей в нашей стране увеличилось в три раза.
^ «ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
Многие исследователи считают, что продолжающийся рост населения уже превысил допустимую норму. В ближайшем будущем возможны следующие сценарии развития событий:

  • страны сознательно введут ограничения рождаемости;

  • резко возрастёт число умерших голодной смертью;

  • одна из ядерных держав попытается захватить источники невознобновляемых ресурсов, что в свою очередь может привести к ядерной войне.

Рост народонаселения стал опасным за последние 150 лет. Миллиардного рубежа население планеты достигло в 1830 г., а в дальнейшем продолжительность периода, за который происходило приращение нового миллиарда к уже живущим землянам, быстро сокращалось. Так, на второй миллиард человечеству потребовалось 100 лет, на третий- 30 , на четвёртый – 15, на пятый – 12 лет. В настоящее время население планеты ежегодно прирастает на 90 миллионов человек.

Увеличение населения с 1970 по 2000 годы:

Европа – 16,1 %;

Сев. Америка – 30,2%;

Азия – 76,1%;

Лат. Америка – 89,3%;

Африка – 140,4%.

За 1975 – 2000 годы из 2,2 млрд. прироста населения мира около 90%, то есть 2 млрд. человек, приходится на развивающиеся страны.
^ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ БОЛЕЗНИЙ»
В 1967 году во всём мире переболело от 10 до 15 млн. человек. Из них около 2 млн. умерли, а миллионы выживших оказались обезображенными или ослепли.

По данным ВОЗ ежегодно в мире заболевает малярией около110 млн. человек от 1 до 2 млн. умирает от этой болезни. В «зоне риска», включающей более 100 стран тропического и субтропического поясов, живёт более 2 млрд. человек.
^ «БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ»
В январе 1992 года, после многих лет военного режима, в Алжире были проведены выборы, принесшие победу исламским фундаменталистам. Отмена результатов выборов вызвала волну террора, жертвами которого стали 40 тыс. человек.

В 1995 году в Японии члены секты «АУМ Сенрике» по призыву лидера Секу Асахары произвели ряд террористических актов жертвами которых стали сотни ни в чём не повинных людей.

В 1995 году в Оклахоме прогремел взрыв, унесший жизни 168 человек. Ответственность за этот крупнейший в истории США террористический акт взяли на себя исламские террористы.

4 ноября 1995 года на митинге в защиту мира на Ближнем Востоке премьер-министр Израиля Ицхак Рабин был застелен еврейским экстремистом.
^ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
Мировой океан «болен», в него ежегодно попадает 1 млн. т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязнённых судов). Отходы промышленности: тяжёлые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают нечистоты в море до очистки.

Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 годы площадь лесов уменьшилась почти на 10%. А ведь леса – это «легкие» всей Земли.

Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 годы она возрастёт на 20%.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере Земли возросло на 30%, причём 9% этого прироста дали последние 30-40 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.

75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение.

От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы – около половины их площадей.

В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории.
^ «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ ПРОБЛЕМА»
По прогнозам учёных, при современных объёмах энергопотребления разведанных запасов органического топлива на Земле хватит примерно на 150 лет, в том числе нефти – на 40, газа – на 50 и угля – на 400 лет (точка отсчёта 2001 г.).

Сегодня ущерб, наносимый природе при добыче газа, нефти и угля, соотносится как

1:4:11, а мировые цены (в пересчёте на получаемую электрическую энергию) как 1:1,7:0,8.

При строительстве гидростанций на равнинных реках на дно водохранилища уходят тысячи гектаров плодородной земель. ГЭС в горных районах с повышенной сейсмичностью опасны из-за возможных прорывов плотин. В Вайоне (Италия) в1963 году при прорыве плотины погибло 2118 человек, а в Индии в1979 году при прорыве плотины Гуджерат погибла 15 тысяч человек.

В результате Чернобольской катастрофы дозу облучения получило 20 миллионов человек, все, кто получил высокую дозу радиации в течении часа, умерли (примерно 4 тысячи человек).
^ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИСЯ СТРАН»
По различным оценкам в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек, подавляющее большинство которых проживает в развивающихся странах.

Сегодня 75% мирового населения использует лишь 25% мировых благ, так как оно сосредоточено в бедных развивающихся странах, а 25% населения процветающих стран пользуется 80% этих благ.

Затраты энергии на одного жителя в бедных и богатых странах несопоставимы и составляют в пересчёте на сырую нефть 300-600 и 3000-10000 л в год.

Чрезвычайно остра жилищная проблема в развивающихся странах: 2/3 населения этих стран живут фактически в антисанитарных условиях. 250 млн. человек живёт в трущобах.

1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи.

Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой, и в основном это – жители развивающихся стран.

От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 млн.

Развивающиеся страны, где проживает 3/4 населения планеты, потребляют всего 1/6 производимой в мире энергии; в США на одного жителя используется энергии в 10 раз больше, чем в Бразилии, и в 300 раз больше, чем в Бангладеш.

Рабочий лист на тему: «Глобальные проблемы современности».

І. Перечислите и запишите глобальные проблемы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

ІІ. Особенности глобальных проблем.





























ІІІ. Кто может решить глобальные проблемы?






















^ ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ.

  1. Внимательно прочитайте документальный материал.

  2. Вспомните, что вы уже знаете по этой проблеме.

  3. Уясните, что надо доказать.

  4. Определите важность доказываемого.

  5. Подберите в определенной последовательности аргументы, доказательства.

  6. Составьте устное краткое (!) изложение своей позиции.

Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме как создать объединенный мир, основанный на законности и гуманизме».

Роберт Оппенгеймер, американский физик, «отец атомной бомбы».
«Мы живём в условиях, характеризующихся упадком культуры… Быть личностью становится для нас всё труднее».

А. Швейцер.
«Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе».

«Новый завет»
«Решение всех экологических проблем должно исходить прежде всего из изменений самого человека, его внутренней сущности».

Президент «Римского клуба» А. Печчеи.
«Все ответственны за всех»

Н. Бердяев.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»

А. де Сент-Экзюпери.
«Мы не унаследовали Землю у своих родителей. Мы её взяли в займы у своих детей»

Ли Талбот.
«…Культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню…»

К. Маркс.
«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные последствия , которые очень часто уничтожают значение первых».

Ф. Энгельс.
«Идёт работа Сизифа: природа оказывается более сложной, чем разнообразие – бесконечное – символов и моделей, созданных нашим сознанием…»

В. Вернадский.
«<…> Человек, освобождая силы

Извечных равновесий вещества,

Сам делается в их руках игрушкой»

М. Волошин.

Рабочий лист на тему: «Глобальные проблемы современности».

^ /ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПО ХОДУ УРОКА/

1. Предотвращение угрозы новой мировой войны и разоружение.

2. Преодоление экологического кризиса и его последствий.

3. Демографическая проблема.

4. Охрана здоровья и предотвращение болезней.

5. Наркомания.

6. Предотвращение отсталости развивающихся стран.

7. Энергетическая и сырьевая проблема.

8. Загрязнение мирового океана.

9. Возрождение культурных и нравственных ценностей.

10. Борьба с международным терроризмом.

^ ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.




Носят

планетарный

характер








Результат

развития

нтп и нтр






Угрожают

гибелью всему человечеству





Требуют

коллективных

усилий

мирового

сообщества






Результат

интеграции мирового

сообщества





Тесно

между собой

взаимосвязаны


^

КТО МОЖЕТ РЕШИТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ?


  • ПРАВИТЕЛЬСТВА СТРАН И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

  • ЛИЧНО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК

  • /ДРУГОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА/



ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ.

  1. Внимательно прочитайте документальный материал.

  2. Вспомните, что вы уже знаете по этой проблеме.

  3. Уясните, что надо доказать.

  4. Определите важность доказываемого.

  5. Подберите в определенной последовательности аргументы, доказательства.

  6. Составьте устное краткое (!) изложение своей позиции.

Похожие:

Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconУрок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества"
Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе социально-экономического...
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconУрок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения»
Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав им взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем...
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconУрок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности"
Целеполагание: создать условия для формирования представления о глобальных проблемах современности и их последствиях, осознания личного...
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconСущность глобальных проблем современности глобальные проблемы
Глобальные проблемы — совокупность проблем человека, которые встали перед ним во второй по­ловине XX в и от решения которых зависит...
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconМастер-класс для учителей истории и обществознания Бугульминского...
Отработать методику выполнения наиболее сложных для учащихся заданий части A,B и С
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconУрок тема: «Глобальные проблемы современности»
Поскольку будущим поколениям предстоит жить в эпоху объединяющегося мира, им придется принимать участие и в решении глобальных проблем....
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconУрок по теме: «Мы в ответе за все»
Образовательная: привести в систему знания по глобальным проблемам современности, акцентируя внимание на экологические проблемы
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconИнформационная карта по дисциплине «философия»
Философская антропология, социальная философия и глобальные проблемы современности
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" iconМодульная структура дисциплины «философия»
Философская антропология, социальная философия и глобальные проблемы современности
Урок по теме: \"Глобальные проблемы современности\" icon«Глобальные проблемы XXI века» очень актуальна на сегодняшний день....
Ирония истории – полное несовпадение целей человечества в социальной сфере и полученных им результатов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница