№ 1
Наблюдение за сезонными изменениями Цель – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях. Беседа Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам... Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и
озерах. За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы. ^ Засыпка корней деревьев снегом.
П/и: "Игра в снежки". Прыжки на одной ноге. "Мороз".
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Собери снеговика". "Чудесный мешочек".
Пальчиковая гимнастика "Зима".
^ Игры со снегом и формочками.
| № 2
Наблюдение за огородом Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде
в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской
деятельности. ^ Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело
снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим
в холода и ветра.)
Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода?
(Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий)
Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
^
Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.
Определить, в каком состоянии находится почва в зимний
период. ^ Постройка фигур из снега на участке.
П/и: "Совушка – сова". "Жмурки". "Попади в цель".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за предмет".
"Угадай игрушку".
^ "Хозяйка с базара домой принесла".
Самостоятельная игровая деятельность. Строить из снега
фигуры.
| № ^
Наблюдение за воробьем Ц ель – продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. ^ Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца.
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц. ^ Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
П/и: "Попади в цель". "Встречные перебежки". Метание снежков вдаль и в цель.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто больше". "Угадай".
Пальчиковая гимнастика "Воробышек".
^ Игры со снегом.
№ 5
Наблюдение за снегопадом Ц ель – формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного. ^ Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани,
а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый?
^
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). ^ Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
П/и: "Снежная карусель". Метать снежки вдаль. "Карусель".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сундук". "Платочки".
Пальчиковая гимнастика "Снежинка".
^ Хоровод вокруг деревьев.
| № 4 
Наблюдение за воробьем Цель – продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время. Беседа У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
^
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги…. Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле
ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько
собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте
проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.) Труд. Покормить птиц зернами.
^ "Мороз". "Налетай". "Прыжки на 2 ногах с продвижением.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови предметы". "Сорока".
Пальчиковая гимнастика "Птички".
^ Игры с формочками.
№ 6
Наблюдение за рябиной Цель – расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой. Беседа Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках — их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
^
Щедрые у рябинушки для детей дары! Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе,
отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины
терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
Какие на вкус ягоды рябины зимой?
Какие птицы прилетают полакомиться ягодами? ^
Сравнить ягоды до мороза и после. Труд. Расчистка дорожек от снега.
П/и: "Кто скорее добежит до флажка?". Прыжка в длину с места. "Самолеты".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Скажи какой". "Узнай по описанию".
Пальчиковая гимнастика "Веточки качаются".
^ Игры в снежки.
| № 7 
Сравнительное наблюдение
за воробьем и синицей Цель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим. ^ Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.) Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.) ^ Укрепление снегом корней молодых деревьев.
П/и: Птицы и кукушка». Лягушки и цапля». прыжках в длину с места.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Эхо". "Составь фигуру".
Пальчиковая гимнастика "Воробей".
^ Игры на спортивном участке.
№ 9
Наблюдение за трудом дворника Цель – продолжать наблюдения за работой дворника;
способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде. Беседа Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. Что делает дворник зимой на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для работы?
Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
Нужна ли работа дворника людям и природе? Что делает дворник на участке детского сада зимой?
Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
Как может дворник помочь деревьям зимой?
Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит.
^ Строительство горки из снега для кукол.
П/и: "Два мороза", "Горелки". Ходьба на лыжах.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Чего не стало". "Реши пример".
^ "Веселые ребята".
Самостоятельная игровая деятельность. Ходьба на лыжах.
| № 8
Сравнительное наблюдение
за воробьем и синицей Ц ель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать
доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим. Беседа
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм,
налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугливые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног
человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит
на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц
называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят
вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.) | |