Уроку. Тема урока: Подросток в группе




Скачать 161.75 Kb.
НазваниеУроку. Тема урока: Подросток в группе
Дата публикации16.06.2013
Размер161.75 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Астрономия > Урок
Аннотация к уроку.

Тема урока: Подросток в группе

Обществознание 7 класс

Урок проводится в форме беседы с элементами творчества. Форма проведения урока даёт возможность использовать метод работы в группе, применять современные образовательные технологии. Урок строится на основе принципа делового партнёрства учителя с учащимися. Семиклассники на уроке учатся развивать способности анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации. Урок содействует нравственному воспитанию учащихся, расширяет их кругозор о самих себе и их месте в обществе, подводит к осознанию того, что они является частью нашего большого общества. Слайдовая презентация к уроку отражает не ход урока, а развитие коллектива. Она составлена на основе фотографий из архива классного руководителя.

Тема: Подросток в группе

Цель: Познакомить учащихся с классификацией групп, составляющих общество

Задачи:

- подвести учащихся к важности создания общепринятых норм и правил общения;

- помочь уяснить учащимся « золотое правило нравственности»;

- развивать способности анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;

- воспитывать объективность, критичность в оценке своих поступков;

- прививать стремление к успеху.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, магнитофон, аппликации

ОФОРМЛЕНИЕ: На доске название темы, основные понятия, высказывания, слайдовая презентация

^ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: Урок-беседа с элементами творческой работы

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ГРУППА

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

МАЛЫЕ ГРУППЫ

^ КОМАНДНЫЙ ДУХ

КОНФОРМИЗМ

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»

ЭПИГРАФ: Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они

хотят, чтобы их вели вперёд.

СОФОКЛ.

^ ХОД УРОКА

  1. ПОВТОРЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОЙ ТЕМЫ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

  2. Что такое социальная среда?

  3. Кто влияет на подростка? Назовите сферы влияния на подростка.

  4. Как влияют на подростка? Охарактеризуйте виды влияния.

  5. Может ли человек жить в одиночку?

ВЫВОД: Формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые группами.

^ Тема нашего сегодняшнего урока: Подросток в группе.

Цель урока:

-познакомиться с классификацией социальных групп;

-определить к какой социальной группе относитесь вы –учащиеся 7 класса;

- выработать законы жизни вашей группы.

Мир, в котором мы живём очень пёстрый и разнообразный. Он состоит из различных социальных групп. Группы бывают самые разные:

^ КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП:

БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ

ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ

^ БОЛЬШИЕ ГРУППЫ бывают РЕАЛЬНЫЕ ИЛИ КОНТАКТНЫЕ, то есть существующие в общем пространстве и времени (трудовой коллектив предприятия, учебного заведения) и УСЛОВНЫЕ, объединёнными по какому-то признаку - возрастному, половому, религиозному (дети, женщины, мусульмане)

^ МАЛЫЕ ГРУППЫ – ЭТО ВСЕГДА РЕАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫЕ (ОФИЦИАЛЬНЫЕ), ИМЕЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС (школьный класс ) и НЕФОРМАЛЬНЫЕ (НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ), НЕ ИМЕЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО СТАТУСА, СЛОЖИВШИЕСЯ НА ОСНОВЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ -ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, СИМПАТИИ, ДОВЕРИЯ ( друзья во дворе)

^ ЗАПИШЕМ СЛОВО В СЛОВАРЬ: ГРУППА – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, ВЫДЕЛЯЕМАЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ПРИЗНАКА.

Группа – фундамент человеческого общества, поскольку общество - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность людей. ПОДУМАЙТЕ, почему такое возможно? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру «Под зонтом». ( В классе 5 зонтиков).

1- Мой зонтик приглашает представителей женской половины общества (выбегают девочки и встают под зонтик)

2 – Мой зонтик приглашает представителей мужской половины общества

3 –Мой зонтик укроет тех, кто всегда вежлив

4 – Под свой зонтик я приглашаю «Жаворонков», то есть тех, кто любит просыпаться рано

5 – Мой зонтик для тех, кто считает себя ответственным человеком

Как же мы ответим на поставленный вопрос: Почему численность групп больше численности людей?

-Потому что человек может быть одновременно членом нескольких групп

Современный человек не мыслит себя вне группы .В одной группе он оказывается волею судьбы. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР. (СЕМЬЯ, АРМИЯ). Другие человек выбирает сам (ДРУЗЬЯ), или выбирают его родители (КРУЖОК ИЗО, МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА). Есть и такие группы, в которые человек стремится попасть сам и прилагает к этому большие усилия (желание стать студентом)

Давайте с вами вместе определим, к какой социальной группе относитесь вы – учащиеся 7 класса.(Обращаемся к классификации).

Вы – это малая социальная группа , постоянная по составу, реальная, формальная. Вас 19 человек. Более того, у вашей команды есть название – вы – ЖИТЕЛИ ГОРОДА «ФАНТАЗИЯ».

- ЧТО ВАС ОБЪЕДИНЯЕТ?

– ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: вы все пришли учиться, вы примерно одного возраста, вы хотите окончить школу и получить аттестат и т.д.

Иногда малую социальную группу называют КОМАНДОЙ.

МОЖНО НАЗВАТЬ ВАШ КЛАСС КОМАНДОЙ? ДАВАЙТЕ ПОРАССУЖДАЕМ, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОМАНДА? На французском языке слово «соmmande» означает группу людей - единомышленников, сторонников, последователей, приверженцев, союзников ,друзей.

В современном понимании команда – это отряд, воинское подразделение, экипаж, спортивный коллектив, обычно во главе с капитаном, компания, группа лиц, выполняющих определённое задание. ИТАК, запишем слово в словарь:

^ КОМАНДА – ЭТО ГРУППА ЛЮДЕЙ, ПОСТОЯННАЯ ПО СОСТАВУ, ОБЪЕДИНЁННАЯ ОБЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ И ЦЕЛЬЮ.

А теперь вопрос:

-Можно назвать ваш класс командой?

Команда – не пустое слово, не абстрактное понятие, она – живой организм, она состоит не только из тебя и твоих товарищей, но и строится вами и вы все связаны между собой и влияете друг на друга вольно или невольно, потому что вы, ребята, коллектив - команда. Сообща с другими вы формируете свою личность и свои жизненные ценности. Здесь вы можете поделиться друг с другом самым наболевшим, сокровенным, тем, чем с незнакомыми людьми никогда не поделитесь.

Человек живёт по законам группы. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии.

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЧЁМ СИЛА КОМАНДЫ?

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам вспомнить басню Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». (Басня разыгрывается в ролях)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не смогли сломать . Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

(Что, по-вашему, сказал отец сыновьям? Ответы учащихся)

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
- ЕСТЬ ЛИ СОГЛАСИЕ В ВАШЕЙ КОМАНДЕ? ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ, КОГДА ВЫ ДЕЙСТВОВАЛИ СООБЩА. ЧТО ВАС ОБЪЕДИНЯЛО?

( участие в конкурсе, соревнованиях и т.д. Объединяло - общее дело)

Давайте сейчас попробуем сделать общее дело. Я вам предлагаю построить дом. Чтобы мы смогли сделать это быстро, поделимся на 3 группы. Каждая группа будет выполнять свою работу:

( Работа в группах)

1 группа заложит фундамент дома,

2 группа - построит стены,

3группа – возведёт крышу.

Фундаментом дома будут традиции вашей команды – класса, стену командного домика составят правила, которые вам помогают жить в коллективе, а крышей дома будут законы жизни вашей команды.
^ (ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ):

ТРАДИЦИИ: Дни рождения членов команды, походы, экскурсии, проведение праздников, конкурсов, концертов

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В КОМАНДЕ:

1.Общение на равных

2.Уважение личного мнения каждого члена команды

3.Общение на уровне просьб, а не приказов

4. Поиск компромиссных решений

5.Умение перенимать опыт других и делиться своим опытом

6.Умение признавать свои ошибки

7.Умение прощать

8.Умение видеть и отметить хорошее в каждом

9. Доброжелательность и искренность в высказываниях

^ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ ГРУППЫ:

Закон дружбы

Закон милосердия

Закон уважения

Закон правды

Один за всех и все за одного
(Ребята «строят» на доске дом методом аппликации)

^ СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!

- Ребята, как вам работалось в команде?

- Кто проявил себя как лидер?

- Кто-то оставался в стороне от общего дела?

- Чувствовали ли вы ответственность за всё, что происходило в вашей команде?

Строя дом, вы работали сообща, старались действовать слаженно, сплочённо. Такая атмосфера в группе называется КОМАНДНЫЙ ДУХ.

^ Итак, ребята, давайте подведём итог:

- Что такое команда?

- Где она существует?

- Кто возглавляет команду?

- Кто может быть капитаном?

( Работа с эпиграфом урока)

Древнегреческий философ СОФОКЛ говорил: « Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперёд». Как вы понимаете смысл этих слов?

Сегодня вы работали в команде, но каждый из вас оставался личностью и, выполняя общее дело, подчинялся группе, соглашался с её мнением. Такое явление в науке называется КОНФОРМИЗМ.

Запишем слово в словарь: КОНФОРМИЗМ – ИЗМЕНЕНИЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ МНЕНИЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНО СООТВЕТСТВОВАЛО ПОВЕДЕНИЮ И ТРЕБОВАНИЯМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

Бывает и такое, что группа может навязать своё мнение, заставить человека согласиться с этим мнением, подчиниться. Это явление в науке называется ГРУППОВЫМ ДАВЛЕНИЕМ. Иногда влияние группы оказывается сильнее родительского воздействия

- ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ ВСТРЕЧАТЬСЯ С ТАКИМ ЯВЛЕНИЕМ ?

^ ТАКИМ ОБРАЗОМ, на наше мнение и поступки группа оказывает решающее воздействие .В зависимости от взаимоотношений в группе каждый чувствует себя там более или менее комфортно.

- Ребята, как вы понимаете слова китайского философа Конфуция: ^ «ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ИДЁТ ПО СЛЕДАМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»?

Каждый из вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Вы – нечто новое в этом мире. Но в тоже время вы – член команды и представитель человечества в целом .Я подарю каждому из вас цветок. Это «цветок вашей души».Таких цветов нет в природе, равно как нет другого человека, похожего на тебя. Посмотрите на цветок, почувствуйте его настроение. Какого оно цвета? Выберите кружок соответствующего цвета, приклейте в центр цветка и напишите своё имя. То имя, каким вас называют друзья, близкие, которое вам наиболее приятно. На лепестках напишите качества, которыми вы могли бы быть полезными своей команде, ваши умения, достоинства. Когда мы изучали с вами психологический портрет личности, вы называли мне свои качества. Я создала ваш коллективный портрет. Выберите из него свои качества и напишите их на лепестках своего цветка.

(На доске учитель прикрепляет плакат с качествами личности)

А наш садовник (им сегодня будет……….) «посадит» ваши цветы в саду нашего дома.( Садовник собирает цветы в корзинку и располагает их возле дома .При этом он называет качества ребят: «У нас вырос цветок, который умеет…. . А этот цветок…. )

Мы построили дом, посадили сад, давайте проложим дорожку к нашему дому. Она будет необычной. Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые помогали обществу жить и нормально развиваться. Эти качества называются социальными или общественными. Каждый из вас возьмёт в руки камешек, но в мостовую положит лишь тот, который поможет вашей команде стать лучше.

КАЧЕСТВА: + чувство долга, чувство ответственности, взаимопонимание, чувство справедливости, требовательность к себе, настойчивость, находчивость, организованность, чувство солидарности, доверие, согласие, милосердие, взаимовыручка, чувство чести, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм

- Эгоизм, равнодушие, зависть, жестокость, лень, высокомерие, безответственность.

(Учащиеся по одному выходят к доске, берут из корзины «камешек» и , если это положительное качество, закладывает его в дорожку к дому)

Итак, смотрите: у нас есть дом, большой, красивый. И если вы хотите, чтобы вам жилось в нём хорошо и весело ,вы должны всегда помнить слова древнего знатока законов ХИЛОНА: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». Это правило отражает взаимность отношений, способность жить в человеческом обществе. Возникнув в середине I тысячелетия до н.э., оно было принято многими народами и называется «золотое правило нравственности».(Над домом появляется облачко, на котором написано «золотое правило нравственности») .Соблюдайте его, ребята! И тогда в вашем доме поселятся: теплота, любовь, отзывчивость, понимание, доброжелательность, покой, здоровье, красота.

(Слова, написанные в столбик, появляются возле дома)

А ещё пусть всегда светит солнце в ваше оконце (Солнышко появляется на доске)

ИТАК, если вы будете соблюдать все правила и законы, научитесь жить в согласии друг с другом, то какой будет ваша команда? На полосках жёлтой бумаги напишите ответ на мой вопрос. (Сплочённая, дружная, сильная, надёжная, творческая, мобильная, весёлая, любознательная, деловая и т.д.)

Это лучики солнца. Прикрепите лучики к солнышку. Дружба – это солнце, которое согревает, когда мы счастливы. Прожить на свете без друзей нельзя. Ведь так важно, чтобы кто-то был рядом и в радости и в горе.

Я хочу, чтобы вы, как солнышко, согревали всех своим теплом , и чтобы всем рядом с вами было уютно и комфортно.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. А теперь положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. Посмотрите, как мы необходимы друг другу. Я хочу, чтобы вы всегда были единой, сплочённой командой, готовой поддержать друг друга в любой момент, способной пройти через все трудности, до окончания школы , не оставив никого за бортом! Давайте на прощание споём песню «Ты да я, да мы с тобой»

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой.

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, Земля

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой.

Нас не разлучит никто и никогда.

Даже, если мы расстаёмся,

Дружба всё равно остаётся,

Дружба остаётся с нами навсегда!

Истинная дружба строго избирательна .Настоящих друзей у человека обычно мало. Я желаю вам иметь друзей. Это великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться всю жизнь. Жизнь человека иногда сравнивают с дорогой. Какой-то кусочек жизненного пути вы уже прошли вместе со своими друзьями. Давайте посмотрим странички вашего совместного пути. (СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ). На фоне её звучит музыка и учитель читает стихи.

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

П.П.ЕЛФИМОВ
Домашнее задание: Параграф № 11, задание №3 на стр.73 Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе.

^ Индивидуальные задания: Придумать сценарий фильма о подростках (для творческих детей).

Нарисовать рисунок своего класса и себя в нём (для учащихся, которые любят рисовать)

Приложение 1.

Стихи к уроку

Друг всегда остаётся другом

В.Булгаков

Друзей встречаешь в жизни много,

Они, как вешняя вода.

Заполнят вдруг просторы лога,

И вдруг исчезнут без следа.

Других мы помним как прохожих

И, осуждая их порой:

Того – усмешкой, тех - построже, -

За них не вступимся горой.

Иных мы держим у порога,

Иных впускаем иногда.

И лишь с единственным дорога

Не разойдётся никогда.

Размолвки будут, будут ссоры,

Разлуки будут – жизнь строга,

Но только с ним в любую пору

Ломоть разделишь пирога.

Не лучше всех он, может, хуже,

Но вот, поди ж ты, как не мни

Нельзя найти нам связи туже,

Чем прочный узел связи с ним.

^ Николай Новиков

Ничего не откладывай – жизнь коротка.

Ты наивно считал, что она как река,

А она ,как ручей после таянья льдов,

Протечёт, не оставив следов.

Не откладывай – другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу – лишишься души.

Пусть в расчёте с мерзавцем не дрогнет рука, -

Не откладывай – жизнь коротка!

Приложение 2.

^ ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ

1.Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нём. Дарите ему знаки внимания и уважения.

2.Ищите то, что вас сближает. Старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чём не обвиняйте собеседника.

4.Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока.

5.Не спорьте по мелочам

6. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.

7.Умейте ценить, а не оценивать решения собеседника

8.Избегайте категоричности, особенно в возражениях.

9. Ищите возможность согласиться, а не возразить.

10.Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

Приложение 3.

Я

Аккуратный Сдержанный

Бережливый Скромный

Вежливый Смелый

Весёлый Самостоятельный

Воспитанный Справедливый

Деловой Старательный

Добрый Творческий

Искренний Терпеливый

Любознательный Уверенный

Надёжный Умный

Находчивый Уступчивый

Ответственный Хозяйственный

Отзывчивый Человечный

Правдивый Честный

Щедрый Энтузиаст

Скромный Cтарательный

Приложение 4.

Я УМЕЮ

Доводить дело до конца

Преодолевать трудности

Распределять время

Учитывать мнения других

Наблюдать

Работать с компьютером

Логически мыслить

Рисовать

Петь

Танцевать

Общаться с людьми

Добиваться своего

Готовить пищу

Уходить от конфликтов

Похожие:

Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconТребования к современному уроку
Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,...
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconМетодические рекомендации к уроку. Тема: "Крымская война"
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconТема урока: «Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина»
Методические материалы к уроку русского языка и литературы с применением икт в 11 классе
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconПрезентация к уроку Ход урока
Оборудование: портрет А. А. Фета, записи на доске, распечатки стихотворений Фета для анализа (раздаточный материал), презентация...
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconУрок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле
«Древняя Греция». К моменту проведения данного урока обучающиеся обладают достаточным запасом знаний только по истории Древнейшей...
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconУрока требования к современному уроку
Этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconТема: «Прожиточный минимум и уровень жизни»
...
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconКонспект урока Тема: «Общественный (городской) транспорт»
Методика подхода к уроку: формирование характерных черт и особенностей общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая,...
Уроку. Тема урока: Подросток в группе iconУрок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница