Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов




Скачать 363.64 Kb.
НазваниеКонкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов
страница1/4
Дата публикации30.05.2013
Размер363.64 Kb.
ТипКонкурс
pochit.ru > Астрономия > Конкурс
  1   2   3   4

Новосибирский центр продуктивного обучения

Конкурс «Человек и природа»

Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов

(конкурс прошел 21 апреля 2011 года)

Задания, оцениваемые в 3 балла
1. В России 2011 год объявлен Годом космонавтики. 50 лет назад:

А) построен первый космодром;

Б) выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли;

В) осуществлен полет в космос собак Белки и Стрелки;

Г) совершен первый полет человека в космос;

Д) выполнен первый выход человека в открытый космос.
А) Стартовые площадки для пусков экспериментальных ракет начали строить еще в тридцатых годах. Но первым полигоном, с которого были запущены космические объекты, стал космодром «Байконур». Решение о его строительстве было принято в 1955 году. Место для космодрома было выбрано в пустынной части Казахстана, входившего в это время в состав СССР. Строительство главных объектов было завершено в декабре 1956 года. Первый космический старт был произведен в 1957 году.

Б) 4 октября 1957года со стартовой площадки космодрома «Байконур» был выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Искусственные спутники Земли – космические аппараты, которые движутся вокруг Земли, их используют для научных исследований, а так же для решения практических задач: организации связи; в метеорологии; картографии; поиске полезных ископаемых и т.д.

В) 19 августа 1960 года был осуществлен полет в космос собак Белки и Стрелки на космическом корабле «Восток». Они - первые живые существа, которые слетали в космос, провели там почти сутки и вернулись на Землю живыми и невредимыми. Этот полет был испытанием космического корабля, на котором потом полетел в космос первый человек.

^ Г) 12 апреля 1961 с космодрома Байконур на космическом корабле «Восток» стартовал Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство. Он облетел Земной шар за 108 минут. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.

Д) 18 марта 1965 года стартовал корабль «Восход-2» с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту. В ходе этого полёта Леонов впервые в истории вышел в открытый космос.
2. В августе 2006 года на Генеральной ассамблее Международного астрономического союза из числа больших планет Солнечной системы исключен:

^ А) Ганимед; Б) Меркурий; В) Нептун; Г) Плутон; Д) Фобос.
Плутон – девятое по величине небесное тело, вращающееся вокруг Солнца, долгое время считался планетой Солнечной системы, имеющей крупный спутник Харон. В 2006 году Международный астрономический союз формализовал понятие «планета» и в августе 2006 года на Генеральной ассамблее МАС было принято решение об исключении Плутона из числа больших планет Солнечной системы. Дело в том, что центр масс системы Плутон - Харон находится вне объема Плутона. Плутон перестали считать планетой, а Харон - не только спутником планеты, но и спутником Плутона. Плутон и Харон отныне считаются компонентами парной системы небесных тел.

Проиллюстрируем понятие центра масс. Когда два человека находятся в состоянии равновесия на качелях (никто не перевешивает), то точка опоры качелей (ось вращения) будет находиться под центром масс системы качели-люди. Если сами качели намного легче людей, то точка опоры будет практически под центром масс двух качающихся. Если один человек много тяжелее другого, то ему надо садиться очень близко к оси качелей.

По новому определению космическое тело будет планетой, если оно намного тяжелее своего напарника (спутника). Центр масс системы Земля – Луна находится внутри Земли, на расстоянии 4750 км от центра планеты, то есть примерно 1600 км под поверхностью Земли. Если бы Луна была тяжелее всего процентов на сорок, то центр масс системы Земля – Луна оказался бы вне Земли.
3. Для постройки зданий на территории Московского Кремля в старину в основном использовали:

А) известняк; Б) песчаник; В) мрамор; Г) гранит; Д) железную руду.
А) Известняк - осадочные породы, сформированные на дне теплого моря из останков живых существ, обитавших в воде. Известняк может быть различных цветов, включая черный, но чаще встречаются породы белого, серого или светло-коричневого цвета. Зачастую в известняке встречаются окаменевшие ракушки и кораллы. Это мягкая порода, легко царапающаяся лезвием ножа, поэтому это идеальный материал для резки по камню. С древности его используют не только для строительства, но и для отделочных и облицовочных работ, а также для создания декоративных украшений зданий.

Известняк встречается на всех материках, кроме Австралии. Мощность пластов варьирует от нескольких сантиметров до сотен метров. Они сформировались в разные геологические эпохи. Например, в США известняки занимают 75% площади страны. В нашей стране известняк широко распространен и в центральных областях европейской части, и на Кавказе, Урале, и в Сибири.

Существует много разновидностей известняка. Ракушечником называют скопление сцементированных обломков раковин. Если раковины крошечные, то образуется мел. Известняк можно увидеть на обрывистых берегах рек, а также в сталактитовых и сталагмитовых пещерах.

Добыча известняка проводилась в старину в каменоломнях: верхний слой породы поднимали ломами и разбивали ударами молота по железным клиньям. Небольшие куски камня вытаскивали вручную, для более крупных применяли приспособление типа ворота, которое приводили в действие не менее десяти рабочих. Постепенно от подземного способа добычи известняка отказались и перешли к открытому – добыче в карьерах. Это дешевле и безопаснее, а главное, этот способ намного бережнее к самому камню.

На Руси использование известняка началось очень давно, многие памятники русского зодчества, например, во Владимире, Суздале, либо построены из белого камня, либо декорированы им.

Белокаменный Храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1367 году Дмитрий Донской решил окружить Московский Кремль каменной стеной - для стройки привозили известняк из села Мячково. В результате в центре Москвы выросла белокаменная крепость - первая на территории Северо-Восточной Руси. Архитектурный ансамбль Москвы складывался веками. И в течение многих столетий, начиная с XIV века, белый камень был обязательным элементом архитектуры, а Москва получила имя – «белокаменная».

Б) Песчаник - осадочная горная порода, состоящая из сцементированных глиной и другими веществами обломков различных минералов и пород, т. е. это сцементированный песок. В зависимости от цвета цемента песчаники имеют белую или серую, иногда желтую, бурую, красноватую и даже зеленую окраску. Песчаники широко распространены во всем мире и используются человеком с древнейших времен. Они применяются для изготовления бетона и дорожных покрытий, гончарных изделий и фарфора, стекла, в качестве строительного и бордюрного камня, для мощения дорог, изготовления точильных камней.

В) Мрамор - горная порода разнообразной окраски, часто с красивым узором. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок проявляются после его полировки.

Мрамор распространен по всему миру, добывается в карьерах, реже подземным способом. Наибольшей известностью пользуется мрамор из Италии: знаменитый белый скульптурный мрамор добывается близ Каррары в Тоскане. В России мрамор добывается на Урале и Дальнем Востоке, в Карелии, на Алтае, в Красноярском крае.

Мрамор используется как камень для памятников и как строительный камень для наружной облицовки и внутренней отделки зданий. Мраморные доски из чистого кальцитового мрамора применяют в электротехнике, из них делают панели приборных щитов. Мраморная крошка используется при изготовлении каменной мозаики.

Г) Гранит - самая распространенная горная порода в континентальной земной коре. Окраска гранита преимущественно светло-серая, но нередки также розовые, красные, желтые и даже зеленые граниты. Граниты широко распространены на всех материках. Чаще всего они выходят на поверхность в областях, сложенных древними породами. В России граниты широко распространены повсеместно: и на Урале, и в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и Кавказе. Однородная, хотя и грубая структура позволяет использовать гранит в монументальной скульптуре. Например, на гранитной скале в горах Блэк-Хиллс в штате Южная Дакота высечены профили четырех президентов США (Вашингтона, Джефферсона, Рузвельта и Линкольна). Высота каждого портрета 18 м. С древних времен гранит служит строительным камнем благодаря своей большой прочности и довольно простым способам добычи и обработки.

Д) Железная руда – полезные ископаемые, содержащие железо в таких количествах, при которых извлекать из них металл экономически выгодно. Железные руды разнообразны по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, по промышленным свойствам. Большая часть железных руд используется для выплавки чугуна и стали. И даже служат природными красками - охра. Наибольшими запасами железной руды обладают Россия, Австралия, Китай, Бразилия, Украина, США. Самый известный железорудный бассейн – Курская магнитная аномалия в России.
4. Граница России и Китая проходит по реке:

^ А) Лена; Б) Колыма; В) Амур; Г) Витим; Д) Нарва.
А) Лена - крупнейшая река Северо-Восточной Сибири. Протекает по территории Иркутской области и Якутии, часть притоков Лены относятся к Забайкальскому, Красноярскому, Хабаровскому краям и к республике Бурятия. Среди российских рек, текущих под одним названием, Лена – самая длинная: под этим именем она начинается на Байкальском хребте и в 4400 км от истока впадает в море Лаптевых.

Б) Колыма - река в Якутии и Магаданской области. Длина 2129 км. Образуется слиянием рек Кулу и Аян-Юрях. В верховьях течёт по гористой местности, ниже – по Колымской низменности. Впадает в Колымский залив Восточно-Сибирского моря, образуя дельту площадью 3000 кв.км.

В) Амур – река на Дальнем Востоке; на значительном протяжении служит границей между Россией и Китаем. Длина от слияния образующих его Шилки и Аргуни - 2824 км, от истока Аргуни - 4444 км. Впадает в Татарский пролив между Охотским и Японским морями.

Наиболее крупные левые притоки: Зея, Бурея, Тунгуска, Горюн; правые – Сунгари и Уссури. Бассейн Амура занимает свыше 1,8 миллионов квадратных километров, почти половина из них находится на территории Китая. Амур является естественной транспортной магистралью.

Г) Витим - река в Забайкалье, правый приток Лены. Длина 1837 км. Протекает сначала по территории Бурятии, затем по границе Бурятии с Читинской областью, а в нижнем течении по территории Иркутской области. Последние 50 км и устье Витима - на территории Республики Саха-Якутия. При впадении образует дельту. Основные притоки: слева - Мамакан и Мама; справа – Каренга и Калакан.

Д) Нарва - река на северо-западе Восточно-Европейской равнины, является границей России и Эстонии. Длина всего 77 км. Вытекает из Чудско-Псковского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря.
5. Вид атмосферных осадков в виде капелек воды, образующихся на поверхности земли, растениях, предметах в ночные и предутренние часы:

^ А) дождь; Б) туман; В) морось; Г) изморозь; Д) роса.
А) Дождь - жидкие осадки в виде капель диаметром от 0,5 мм до 5 мм. Отдельные капли дождя оставляют на поверхности воды след в виде расходящегося круга, а на поверхности сухих предметов - в виде мокрого пятна.

Б) Туман – скопление в воздухе очень мелких капель воды, которые делают воздух менее прозрачным. Легкий туман называется дымкой. По стандартному определению, видимость при дымке составляет 1-2 км. Дымка переходит в туман при видимости ниже 1 км. Туман образуется в результате сгущения водяных паров после охлаждения воздуха.

В) Морось - жидкие осадки в виде очень мелких капель (диаметром менее 0,5 мм), как бы парящих в воздухе. Сухая поверхность намокает медленно и равномерно.

Г) Изморозь - рыхлые отложения ледяных кристаллов, покрывающие ветви деревьев, провода, выступы предметов. Образуются, как правило, при тумане в морозную погоду.

^ Д) Роса - капельки воды, осаждающиеся на поверхности земли и наземных предметах при охлаждении воздуха. Роса возникает в ясные безветренные ночи. Чем сильнее ночное охлаждение предмета, тем обильнее роса на нём. Больше всего росы появляется на предметах с высокой теплопроводностью, например, камнях и металлических деталях, благодаря чему растения, растущие вблизи камней, могут получать дополнительную влагу.

Температуру, до которой должен охладиться воздух, чтобы появилась роса, называют точкой росы.
6. «Айсберг» в переводе на русский означает:

А) ледяная гора; Б) ледяная глыба; В) дрейфующий ледник;

Г) ледяной осколок; Д) массив льда.

Айсберг - крупная глыба льда, плавающая или сидящая на мели. Материковый лед под действием собственной тяжести постепенно сползает в воду. Огромные куски льда откалываются и, подхваченные морскими течениями, отправляются в путешествие. Дрейфуя в океане, айсберги постепенно разрушаются под воздействием приливов и волн, тают и уменьшаются в размерах. Айсберги, формирующиеся в Гренландии, обычно довольно высокие, а в Антарктике - плоские.

Над поверхностью воды айсберги поднимаются более чем на 60 м. Подводная часть айсберга в несколько раз больше надводной. По мере таяния некоторые из них переворачиваются и тем самым восстанавливают равновесие. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра. Встреча с таким странником может быть опасной для корабля.

В русском языке слово «айсберг» появилось сравнительно недавно – в начале XX века, когда стали популярными экспедиции к Северному и Южному полюсам.

Слово представляет собой заимствование из немецкого, где Eisberg, в свою очередь, восходит к скандинавскому isberg, которое является результатом сложения существительных is – «лед» и berg – «гора». Таким образом, буквальный перевод слова – «ледяная гора».

Слово заимствовано из скандинавского не только немецким, но и английским (iceberg) и многими другими языками и трактуется везде одинаково – «отколовшийся от ледника массив, обычно плавающий в северный водах».
7. Лошадь какой масти изображена на картине Карла Брюллова «Всадница»?

^ А) гнедая; Б) каурая; В) саврасая; Г) караковая; Д) вороная.
Лошадь на картине К.Брюллова вороной масти. Вороная – значит целиком чёрная. Существуют разнообразные масти лошадей. Обратимся к словарю, например, Даля.

Гнедая – лошадь темно-рыжей шерсти или масти, с черным хвостом и гривой.

Каурая - стан рыжеватый, светло-буроватый, впрожелть, хвост и грива такие же или светлее, а ремень по хребту потемнее, но не черный.

Саврасая - светло-гнедая с желтизною, хвост и грива черные.

Караковая - вороная с подпалинами, т.е. с рыжеватыми пятнами на шерсти.
8. Несуществующее животное:

^ А) утконос; Б) грифон; В) муфлон; Г) архар; Д) лемур.
А) Утконос – млекопитающее по ряду признаков близкое к рептилиям. Длина тела примерно 50 см, хвост длиной до 15 см, похож на бобриный. Голова заканчивается утиным клювом, а лапы с перепонками. Мех как у крота. Живут утконосы в береговых норах, где самка откладывает и высиживает яйца, а потом кормит детенышей примерно три месяца, пока они не подрастут. Обитают утконосы только в Восточной Австралии и на Тасмании. Раньше утконосов добывали из-за ценного меха, а теперь они находятся под охраной.
  1   2   3   4

Похожие:

Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов iconЧеловек и природа у Есенина
Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа, Человек и мир его...
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов icon5) Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни,...
«Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения...
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов iconПоложение о проведении окружной командной биологической олимпиады...
Немаловажное значение имеет и тот факт, что по результатам олимпиады «Природа Московии» формируется сборная команда округа для участия...
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов icon«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Так ли это?
Чтобы повелевать природой, необходимо повиноваться ей» ( Ф. Бэкон ) «Природа не храм, а мастерская, и человек. …
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов iconПояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга...
Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка стр
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов icon2, 2009 Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура
Казначеевские чтения №2, 2009. Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура. Сборник докладов участников международной...
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов iconВнеклассное мероприятие. (Беседа с учащимися старших классов)
Для иных природа – это дрова,уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли...
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов iconПоложение об областном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина:...
Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее Конкурс) проводится Министерством образования и науки Российской...
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов iconКонкурс «Мой педагогический опыт» «Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате гиа»
Теоретический материал собирается в отдельные папки для каждого ученика. При выполнении тестовых заданий учащиеся могут обратиться...
Конкурс «Человек и природа» Ответы и комментарии к заданиям для 3-4 классов iconЭкзаменационные билеты Примерные билеты и ответы по истории для подготовки...
П76 Примерные билеты и ответы по истории для под­готовки к устной итоговой аттестации выпускни­ков 9 классов общеобразовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница