Рекомендации для учащихся и их родителей по составлению портфолио
Алгоритм деятельности
| Формы, разработанные в АПК
| 1
| 2
| I. Собирайте официальные документы, свидетельствующие о ваших достижениях (дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, рецензии и т.п.). Можно начинать собирать портфолио с 1 класса
|
| 2. При систематизации официальных документов следует произвести:
- их ранжирование по масштабности мероприятий, в которых Вам удалось участвовать;
- отобрать документы, соответствующие избранному профилю;
Ваше право включать любые документы, но подумайте об их целесообразности
| Титульный лист с фотографией
| 3. Особенно аккуратно оформляйте зачетную книжку о прохождении курсов по выбору. Обратите внимание на соответствие содержания курсов, которые вы смогли посетить, выбранному профилю
| Зачетная книжка
| 4. Уделите пристальное внимание содержанию ваших творческих работ на предмет их соответствия профилю будущего обучения. Обратите внимание на оформление титульного листа
| Титульный лист творческой работы
| 5. Оформите самоотчеты о социальных практиках в соответствии с предложенной формой
| Форма самоотчета о социальной практике
| 6. Собирая отзывы, рекомендации, помните, что это лишь вспомогательный материал, позволяющий сделать вывод о ваших деловых и личностных качествах
| Формы и образцы рецензий, отзывов, сопроводительных писем.
автобиографий, резюме
| 7. Оформите сводную итоговую ведомость портфолио совместно с классным руководителем и заверьте у директора школы подписью и печатью
| Сводная итоговая ведомость
Вкладыш в аттестат
| 8. Чтобы в документах было легче ориентироваться,
сопроводите портфолио перечнем всех представленных в нем документов
| Формы перечней:
Официальные документы;
творческие работы;
самоотчеты о социальной прак-
тике; представленные рецензии.
отзывы
|
^
• муниципалитет:
ведет разъяснительную работу;
разрабатывает структуру портфолио и исчисление образовательного рейтинга выпускника основной школы;
механизм использования портфолио при наборе в профильные классы;
• школа (классный руководитель при поддержке администрации):
разъясняет назначение и технологию ведения портфолио;
обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, зачетной книжкой;
помогает оформить итоговую ведомость и заверить ее у директора школы;
• учащиеся:
- собирают документы, условно разделяя их на 3 группы:
а) официальные;
б) творческие работы, курсы по выбору, социальные практики;
в) отзывы, рекомендации;
ранжируют, отбирают необходимое;
составляют перечни документов;
следят за зачетной книжкой - документом, подтверждающим прохождение курсов по выбору.
Мониторинг в условиях школы с профильной организацией обучения. Результаты образовательной деятельности
Учебные достижения по базовым дисциплинам
| Уровень профильной подготовки
| Психологическое развитие. Здоровье
| Социализация личности. Социальная адаптация
|
|
|
|
|
| Содержание и
| технологии обучения
|
| Концепция развития
| Программа развития
| Образовательная программа
| Учебный план ОУ
| Учебные программы
| Базовые общеобразовательные
| Профильные общеобразовательные
| Курсы по выбору (9 класс), элективные курсы (10-11 классы)
|
|
|
|
|
|
|
|
Структура образовательного процесса
Подготовительные классы
| Общеобразовательные классы
| Классы и группы пред-профильной подготовки
| Профильные классы
|
|
|
|
|
 Ресурсное обеспечение образовательного процесса
^
ка, компетентность)
| Материально-техническая база (в
т.ч. компьютерная база, лаборатория)
| ^
тельного процесса
|
|
|
|
^
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    
Учебные достижения (освоение базового и профильного стандартов) Психоло-гическое развитие школь-ников оценка профессиона-льно значимых качеств личности Воспитан-ность, социа-лизация личности Физичес-кое развитие. Здоровье.
Социологические микроисследования состояния образовательной системы ОУ
   
Анализ социообразователь-ной и социоэконо-мической ситуации в микрорайоне ОУ Изучение обра-зовательных потребностей и рынка образова-тельных услуг Анализ готов-ности выпуск-ников к последующему обучению Изучение удов-летворенности получаемым в школе образованием
^
(этапы разработки и реализации системы)
I этап разработки системы предпрофильной подготовки (2003/2004 учебный год)
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| Результат
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| /. Создание организационных условии введения предпрофильной подготовки (ПП)
| 1.
| Создание координационного совета ПП, назначение ответственного заместителя директора. Оценочная шкала
| Сентябрь 2003
| Директора
| Приказ
| 2.
| Выявление образовательных потребностей учащихся по изучению предпрофильных курсов (анкетирование, опросы)
| Сентябрь 2003, 2004
| Координаторы, классные, руководители
| Аналитическая справка
| 3
| Анализ образовательных возможностей ОУ. Подготовка к созданию территориальном образовательной сети
| Январь
2004
| Директора ОУ, координаторы ПП
| Проект сети
| 4.
| Создание рабочих групп педагогов по разработке актуальных направлений ПП:
|
| Заместитель
директора по ПМР
|
|
| - методика разработки и экспертизы элективных курсов и курсов по выбору;
- структура, технологии наполнения и использования портфолио;
- апробация новых форм, итоговая аттестация ;
- организация безотметочного обучения при изучении курсов по выбору в системе ПП;
- разработка сетевого расписания и сетевого учебного плана предпрофильной подготовки
| Январь 2004
Март 2004
Апрель 2004
Май
2004
Август 2004
| Председатель метод объединения
Заместители директоров, классные руководители Координаторы Заместители директоров Координаторы
| Творческий отчет Практические занятия
Аналитическая справка Открытый урок Отработка технологий
| //. Информирование о создаваемой системе предпрофильпой и профильной подготовки
| 1
| Изучение и обсуждение в педагогическом коллективе концептуальных и нормативно-правовых документов по введению ПП
| До сентября 2003
| Директора
| Собеседование, анкетирование
| 2
| Участие в подготовке образовательной карты округа
| С
декабря 2003
| Координаторы
| Проект
| 3
| Разработка справочных и рекламных буклетов
| Выпуск № 1 01.2004
| Координаторы
| Подготовка к печати
| 4
| Составление и реализация плана-графика мероприятий по ознакомлению детей и родителей с возможностями консорциума
| Январь 2004
| Координаторы и классные руководители
| План-график
| 5
| Создание компьютерного банка информации по проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения
| Май 2004
| Зам. директоров по НМР, координаторы
| Отчет о структуре банка и его наполнении
| ///. Кадровое обеспечение предпрофильного и профильного обучения
| 1
| Диагностика условий успешной мотивации педагогических кадров
| Февраль 2004
| Психологи
| Анкетирование
| 2
| Определение источников и силы сопротивления введению ПП
| Апрель 2004
| -//-
|
| 3
| Разработка предложений по новой системе оценки труда учителей школы с учетом их участия в эксперименте
| Март 2004
| Директора
| Предложения в отдел образования
| 4
| Обучение в системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров:
- школьных психологов;
- классных руководителей;
- преподавателей курсов по выбору и эпек-тивных курсов;
- руководителей ОУ и методобъединений
| По графику школы и по графику ИПКи ПРО
| Заместители директоров
| Заявка на курсовую подготовку
| 5
| Вовлечение педагогов в поисково-творческую деятельность по разработке актуальных проблем предпрофильного и профильного обучения (по программе опытно-экспериментальной работы)
| В
течение всего периода
| Заместители директоров по НМР
| Отчет о ходе эксперимента
|
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| Результат
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| IV. Программное и учебно-методическое сопровождение эксперимента
|
| 1
| Разработка образовательной программы учебного плана школы, участвующей в эксперименте по профильному обучению
| Сентябрь 2003
| Директора, заместители директоров
| Утверждение
|
| 2
| Подготовка рекомендаций педагогическому коллективу по следующей тематике:
- алгоритм разработки курсов по выбору (9 кл.)
- элективных курсов (10-11 кл.);
| Декабрь 2003
| Зам. директоров по НМР
| Рекомендации
|
|
| - методика оценивания краткосрочных курсов по выбору;
| Январь
2004
| -//-
| Оценочная шкала
|
| 3
| Создание диагностической базы мониторинга качества предпрофильной подготовки.
| Март 2004
| Психологи
| Банк диагностик
|
| 4
| Подготовка дидактического и раздаточного материала, компьютерного обеспечения элективных курсов и курсов по выбору
| Сентябрь 2003-Май 2004
| Преподаватели курсов
| Оснащение кабинетов
|
|
V. Нормативно-правовое обеспечение эксперимента
|
| 1
| Подготовка приказа о создании системы предпрофильной и профильной подготовки в ОУ.
| Сентябрь 2003
| Директора
| Приказ
|
| 2
| Корректировка, дополнение проектных и уставных документов школы (концепции, программы развития, образовательной программы, устава, учредительного договора и др.)
| Сентябрь 2003
| директора
| Документы ОУ (корректировка)
| 3
| Внесение изменений и дополнений в положение о профильных классах школы
| Декабрь 2003
| Заместители директоров
| Положение о профильных классах
| 4
| Подготовка новых локальных актов ОУ:
- о портфолио ученика школы;
- об итоговой аттестации учащихся основной школы муниципальными экзаменационными комиссиями и др. (по мере необходимости).
| Январь 2004
| Заместители директоров
| Локальные акты
| 5
| Утверждение учебного плана и программ предпрофильной подготовки
| Август2004
| директора
| План программы
| VI. Создание учебно-материальной базы предпрофильного и профильного обучения
| 1
| Заключение договоров об использовании УМБ учреждений консорциума
| сентябрь
| Директора, коорднаторы
| Договор
| 2
| Компьютеризация образовательного процесса:
- приобретение электронных учебников
- пополнение педагогических программных средств
- организация обслуживания
| сентябрь
| Заведующие кабинетами информатики
| УО, фирма «1С:Бухгалтер»
| 3
| Оснащение лабораторий:
- химической, физической;
- модернизация мастерских
| Май 2004
| Заведующие лабораториями и мастерскими
| Конкурс кабинетов
| 4
| Пополнение библиотечного фонда. Приобретение:
- учебников, в т. ч. профильных;
- программ общеобразовательных и элективных курсов; научно-популярной литературы по основным профилям обучения;
| В течение всего периода
| Заведующие библиотеками
Заведующие кабинетами
| Отчет о библиотечном фонде
Оформление методкабинетов
|
| - периодическими изданиями по проблеме ПП (журнал «Профильная школа», «Вестник образования» и др.)
|
| Заместители директоров,
| -II-
| II этап реализации
/. Организационная работа
| 1
| Формирование предложений в сетевой учебный план
| Август-
сентябрь
2004
| Заместители
директоров
| Подготовка
предложений для
райУО
| 2
| Разработка учебного плана и расписания ОУ во взаимосвязи с сетевым учебным планом и расписанием
| Август
2004
| Координатор
| Расписание
| 3
| Завершение формирования образовательной программы ОУ (с учетом введения предпрофильной подготовки)
| Сентябрь 2004
| директора
| Утверждение образовательной программы
| II. Информацинное обеспечение введения предпрофильного и профильного обучения
| 1
| Информирование родителей и учащихся о содержании сетевого учебного плана и расписания
| Сентябрь 2004
| Заместители директоров, классные руководители
| Классные собрания
| 2
| Реализация плана-графика мероприятий по ознакомлению с возможностями образовательной сети
| В течене года
| Координаторы, классные руководители
| Общешкольный план-график
| 3
| Организация публикаций и выступлений в местных средствах массовой информации
| В течение года
| Директора, координаторы ПП
| Публикации педагогов родителей, учащихся
|
|
|
|
|
|
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| Результат
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| III. Работа с кадрами в системе предпрофильного и профильного обучения
| 1
| Утверждение расстановки кадров для проведения ПП:
- внутришкольный ресурс;
- привлечение сетевых преподавателей;
- кадров системы дополнительного образования, ссузов, вузов;
- классных руководителей
| Сентябрь
| Директора
| Тарификация, приказ
| 2
| Освоение современных технологий изучения краткосрочных курсов по выбору и элективных курсов.
| В течение всего периода
| Заместители директоров по НМР
| Творческий отчет в методобъе-динении
| 3
| Организация работы с педагогическим опытом:
- по разработке программ курсов по выбору, элективных курсов;
- по адаптации учебников к задачам ПП и профильного обучения;
- по введению системы безотметочного обучения;
- по формированию и использованию портфолио
|
Январь
2005
Апрель 2005
| Заместители директоров Председатели методобъединений
|
Творческий отчет Открытые уроки
| 4
| Формирование опыта в творческих группах по разработке актуальных проблем введения системы ПП (проблемы тематического планирования, муниципального экзамена, сетевого взаимодействия и др.)
| Май-июнь 2005
| Заместители директоров по НMP
| Примерные тематические планы
| 5
| Участие в областных и республиканских смотрах, конкурсах педагогического мастерства: «Надежды Забайкалья», «Школа года», «Конкурс образовательных инициатив» и др.
| По заявкам на участие 2004-2005
| Директора, заместители директоров по НМР
| Результаты участия, призеры
| 6
| Введение новой системы вознаграждения учителей за работу по созданию системы предпрофилыюго и профильного обучения
| С
сентября 2004
| Директора, председатель Совета ОУ
| Приказ
| IV. Программное и учебно-методическое сопровождение эксперимента на этапе реализации нроекта
| 1
| Разработка базового общеобразовательного компонента учебного плана ОУ с учетом профиля старшей ступени школы
| Август 2004
| Директора, заместители директоров
| Учебный план ОУ
| 2
| Выбор программ и учебников для профильных общеобразовательных курсов (на основе рекомендаций ИПК и ПРО)
| До 5.09.2004
| Заместители директоров.
| Заседания методсовета
| 3
| Обеспечение педагогов примерными програм- мами элективных курсов и курсов по выбору, разработанных и опубликованных на уровне МО РФ, МО и ПО РО, ИПКиПРО
| Август-Сентябрь 2004
| Заместители директоров
| Рабочие программы курсов
| 4
| Создание диагностической базы мониторинга качества предпрофиль-ной и профильной подготовки учащихся, а также готовности учителей к работе .в новой системе
| Ноябрь 2005
| Психологи, заместители директоров НМР
| Банк методик и процедур
| V. Финансирование проекта
| 1
| Тарификация кадров ПП (в т. ч. сетевых преподавателей)
| Март-сентябрь 2004-2005
| Директора
| Тарификация
| 2
| Формирование нового бюджета с учетом введения:
- дополнительной оплаты педагогов, участвующих в эксперименте;
| Декабрь 2004-2005
| Директора совместно с райУО
| Утверждение бюджета
|
| - финансирования обучения кадров на курсах повышения квалификации;
- дополнительных средств на компьютеризацию образовательного процесса и развитие учебно-материальной базы
|
|
|
| 3
| Определение порядка финансирования краткосрочных курсов
| Декабрь 2004
| райУО, директор ОУ
| Приказ
| |