Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр»




Скачать 432,4 Kb.
НазваниеПояснительная записка Образовательная программа «Детский театр»
страница1/4
Дата публикации01.05.2013
Размер432,4 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Астрономия > Пояснительная записка
  1   2   3   4



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Центр детского творчества «Созвездие»

Некрасовского муниципального района Ярославской области


Утверждаю:

Директор МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»

___________________ О.В. Фрелих

«_____» ___________ 200____ г.


«Детский театр»
Дополнительная образовательная программа для детей

младшего и среднего школьного возраста

(срок реализации – 3 года)

Адаптированная программа

Соловьева Галина Алексеевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»,

п. Некрасовское

2008

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 3

2. Учебно-тематический план……………………………………….стр.13

2.1. Первый год обучения…………………………………………..стр.15

2.2. Второй год обучения……………………………………………стр.18

2.3. Третий год обучения……………………………………………стр.19

3. Содержание программы…………………………………………..стр.20

3.1. Первый год обучения…………………………………………...стр.20

3.2. Второй год обучения……………………………………………стр.24

3.4. Третий год обучения……………………………………………стр.26

4. Ожидаемый результат……………………………………………..стр.27

5. Методическое обеспечение учебно - воспитательного

процесса………………………………………………………………стр.30

6. Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса………………………………………………………………стр.33

7. Список используемой литературы………………………………....стр.34

7. Приложения…………………………………………………………стр.36

1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Детский театр» составлена на основе авторских программ Румянцевой Натальи Валерьевны, педагога дополнительного образования ГОУ ЯО ЦДЮ, отдел художественного воспитания,Рещиковой Ольги Юрьевны, педагога дополнительного образования ГОУ ЯО ЦДЮ.

Данная образовательная программа общеразвивающего типа направлена на развитие творческих способностей детей, раскрытие их уникальных потенциальных возможностей; формирование коммуникативных навыков; развитие физических способностей; расширение познавательного интереса.

В ходе образовательного процесса дети приобретают:

  • навыки мимической и пантомимической культуры;

  • навыки групповой и индивидуальной деятельности;

  • умение фантазировать;

  • склонность к импровизации;

  • навыки актерско-исполнительской деятельности;

  • навыки свободной, образной речи.

На занятиях уделяется внимание воспитанию эстетического вкуса через:

  • художественную литературу;

  • танец;

  • музыку;

  • изобразительное искусство.

Через занятия происходит влияние на такие важные сферы жизнедеятельности, как:

  • общение с окружающим миром через организацию деятельности по интересам;

  • сферу здоровья, где с помощью речевых тренингов ребенок может застраховать себя от простудных заболеваний, а также на занятиях пластикой – дети поддерживают свой организм в хорошей физической форме;

  • сферу самовыражения, в которой ребенок ищет свое дело по душе;

  • сферу духовную, где происходит возрождение нравственных ценностей семьи (традиции, обычаи), вовлечение родителей в орбиту совместной деятельности по достижению общей цели.

Занятия театральным искусством углубляют такие школьные предметы, как:

  • Русский язык. Изучается голосо-речевое строение, а именно постановка дыхания, голоса, дикции, артикуляции.

  • Литература. Дети более подробно (детально) анализируют произведения писателей, героев, их образ жизни, факты и события;

  • История. Происходит знакомство с первыми скоморохами на Руси, балаганами, дети узнают о театрах, музыке, изучают эпоху, события того времени;

  • Физическая культура. Дети учатся определять мускульное напряжение и освобождаться от зажимов, активно двигаться, изучают приемы правильного падения и определяют точку опоры для устойчивости в движении.

Исходя из выше изложенного и опираясь на систему К.С. Станиславского, можно выделить три функции, которые выполняет театральное образование:

1. Познавательную.

2. Развивающую.

3. Воспитательную.

В связи с этим направления театра:

  • воспитание личности (живое слово, воспитание делом, воспитание ситуаций, воспитание примером, воспитание отношением);

  • развитие навыков театрально-исполнительской деятельности (предметы);

  • накопление новых знаний о театре.

Основные идеи и принципы занятий театральным искусством отражены в доступной для детей форме.

Программа решает комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Она предусматривает изучение каждого воспитанника, с тем, чтобы целенаправленно влиять и опираться на лучшие свойства личности.

Как сказал К.Д. Ушинский: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его сводного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в юную душу, был хорошего качества».

В современном потоке социальной жизни ребенка происходят каждый день изменения: в семье, на улице, в школе – он получает информацию, ищет пути общения, а главное понимания. Он хочет приобщить себя и реализовать свои возможности. Хорошо, если он развивается по вверх идущей дороге, а если деградирует: подвальная тусовка, сигарета, наркотик и т.д. Немало талантливых личностей не находят себя и погибают в страшных болезнях, в нелепых компаниях.

Эта программа рассчитана на любого желающего ребенка. Работа организуется как индивидуально, так и коллективно.

В первый год обучения, на начальном этапе, собираются дети незнакомые друг с другом – «песчаная россыпь». (по развивающим ступеням А.Н. Лутошкина из книги «Как вести за собой») И прежде чем дети дойдут до ступени «Алый парус», где «один за всех и все за одного», им необходимо проверить себя на выносливость, на волю, на сплочение, на умение управлять своими желаниями, эмоциями. Для педагога важно распознать за каждым действием поступки человека, истинность его характера.

Поэтому каждый раз, приходя на занятие необходимо создать благоприятную атмосферу, комфортную для дальнейшей жизни в коллективе.
^ Психологический портрет ребенка, выбирающего театр.

Очевидно, что любое детское театральное объединение создается на добровольной основе, а это значит, что ребенок выбирает это занятие в силу определенных мотивов или, говоря психологическим языком, следуя ведущей его в эту сферу потребности. Признавая огромное развивающее значение театра, к театральной деятельности нет смысла привлекать детей, которые выбрали другую область, например, спорт или прикладное творчество. Таким образом, ясно, что все выше перечисленные преимущества театра как воспитательной среды работают для определенной группы индивидуумов, с психологической точки зрения обладающей характерными отличиями от других групп индивидуумов, испытывающим влияния другой социальной среды. Каковы же эти отличия?

Как ни странно, ответа на этот вопрос нет, поскольку в психологической литературе мы не обнаружили систематизированной и обоснованной информации о психологическом портрете ребенка, выбирающего театр. Поэтому можно лишь с определенной долей вероятности предполагать существование трех групп детей, которых отличает друг от друга наличие разных эмоциональных и мотивационных установок, ведущей потребности, характерологических черт, особенностей личного восприятия, а также актерских способностей.

1. Ребенок обладает способностями к игровой трансформации, к подражанию, к фантазированию. У него развито ассоциативное мышление. Он подвижен, импульсивен, эмоционально лабилен. Перевоплощение, существование в воображаемых обстоятельствах является для такого ребенка ведущей потребностью, удовлетворяя которую он получает возможность не только самовыражения и самопознания, но и разрешения внутреннего конфликта.

2. Дети второй группы рано проявляют артистические способности, они комфортно чувствуют себя в ситуации публичного выступления. Они инициативны, им свойственно постоянное желание выделиться. Эти дети, как правило, принадлежат к демонстративно-художественному психотипу, характерными чертами которого являются: завышенная самооценка, эмоциональная и моторная подвижность, высокая энергичность, стремление к доминированию, ориентация на оценку и раздражение на невнимание, обидчивость, психологическая жестокость. Эмпатия и деятельно-групповая идентификация - средние. Перевоплощение дается им легко, но является лишь средством снискать одобрительную оценку, что и является для этих детей ведущей потребностью.

3. Третью группу составляют дети, ведущей потребностью которых является компенсация недостающего внимания со стороны родителей, окружения сверстников. Они, как правило, не обладают театральными способностями, но способны добиться определенных результатов, если комфортно чувствуют себя в коллективе.

Таким образом, по нашим наблюдениям занятия театром выбирают дети с более или менее выраженной потребностью демонстрировать себя, и эта потребность может быть невротического, истероидного или компенсаторного характера. Осознание этого факта привело нас к выводу, что воздействие театра как воспитательной среды будет неодинаковым для каждой группы детей. Так, если педагог активно использует актерские данные ребенка с истероидными чертами характера (что оправдано с точки зрения стремления к хорошему постановочному результату), он невольно пагубно влияет на развитие личности, так как подтверждение собственной исключительности только усугубляет ее отрицательные стороны. И наоборот, если вкладывать педагогические усилия в ребенка со средними актерскими данными, но имеющего желание учиться, то неожиданно или постепенно происходит раскрытие того самого творческого потенциала.

Поэтому, чтобы адекватно оценить динамику личностного роста и воздействия театра как воспитательной среды, для групп всех годов обучения совместно с психологом проводятся разные формы мониторинговой деятельности. Для диагностики происходящих изменений используются следующие параметры (личностные черты и психические функции): восприятие, внимание, творческое мышление, образная и вербальная креативность, самооценка, ведущая потребность, оценка черт, свойственных истероидной акцентуации характера (эмпатия, демонстративность, креативность, коммуникативность, агрессивность, тревожность) и др.

^ Театр как социальная воспитывающая среда.

Театральную деятельность в условиях учреждения дополнительного образования можно с уверенностью считать специфичной социальной средой, которая воздействует на развитие личности, и определяется следующими факторами:

1. Фактор коллективного взаимодействия.

2. Фактор установки на действие в воображаемой ситуации.

3. Фактор демонстративности - игра для зрителя.

4. Фактор идентификации – актер-творец и материальный носитель продукта творчества.

Кроме этих факторов действует также фактор личности педагога, который определяет качественный характер организации и содержания театральной деятельности.

Наиболее полно совокупность образовательных и воспитательных задач выражает образовательная программа педагога. Если проанализировать несколько программ разных авторов, то можно заметить преобладание воспитательной компоненты в разделе формулировки целей и преобладание образовательной компоненты в разделах тематических планов.

Это означает, что какие бы образовательные задачи не стояли перед педагогом в детском театральном коллективе, реализация их всегда направлена на воспитание личности ребенка. Используя средства и методы театральной педагогики, руководитель детского театра создает условия для формирования и развития личностных качеств детей.

Если классифицировать психические качества и структуры, которые формируются педагогом в соответствии с образовательной программой по ареалу их применения, то можно выделить три группы:

  1. Востребуются в условиях сцены, то есть специальные качества

( установка на действие в воображаемой ситуации, эмоциональная выразительность, перевоплощение, «публичное одиночество», многоплоскостное внимание)

  1. Востребуются в жизни, то есть базовые качества (навыки общения и конструктивного взаимодействия, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки)

  2. Востребуются как в жизни, так и в условиях сцены, то есть интегративные (воображение, эмпатия, речевая, пластическая культура, креативность, восприятие)

Заметим, что все перечисленные выше психомоторные навыки, формируясь в условиях тренинга на занятиях, в полной мере подвергаются проверке, закреплению в условиях публичного выступления.

Интересно, что если условия учебного процесса зависят от творческого потенциала педагога и, следовательно, отличаются в каждом коллективе, то условия публичного выступления являются одинаковыми для всех. Какие же это условия, а вернее факторы, воздействующие на психику ребенка? Прежде всего, надо отметить экстремальный режим существования организма, что проявляется в волнении, и определяет общую психическую мобилизацию. Кроме этого, существование в условиях публичного показа требует от ребенка следующих качеств:

  1. Мобилизация многоплоскостного внимания, механизма переключения.

  2. Установка на существование в воображаемой реальности.

  3. Экстериоризация психических процессов в соответствии с ролью.

  4. Максимальная коммуникативная включенность (с партнерами по игре и со зрителями).

  5. Сенсибилизация, то есть максимальная активация процессов восприятия.

Можно также отметить, что театральная игра в отличие от обычной детской ролевой игры нуждается в зрителе и является, по сути, проявлением произвольной сознательной демонстративности. А отсутствие четкой грани между творцом и произведением, то есть между ролью и исполнителем приводит к идентификации личности с продуктом творчества.

Таким образом, театр можно с уверенностью считать специфичной социальной средой, которая воздействует на развитие личности, и определяется выше перечисленными факторами. В этой связи, педагогическая деятельность воспринимается мной как управление процессом воздействия факторов театральной среды на развитие личности ребенка.

Какова же цель этого управления? Она соответствует цели художественного воспитания.

^ Художественное воспитание как целевой ориентир педагогических усилий в театральном коллективе.

Театральная деятельность, организуемая педагогом в театральной среде, является видом художественного творчества, процесс которого нам представляется следующим образом.

^ Схема процесса художественного творчества.

переживание

мир художник замысел, идея

Эстетическое

Отношение к

Действительности художественное

воображение


Художественное произведение Художественный образ

(внешний продукт) (внутренний продукт)

специальные способности

(выразительные средства)
Как видно, для того, чтобы запустился процесс художественного творчества, необходимо, чтобы человек – художник обладал особым отношением к действительности, отношением, при котором весь окружающий мир, открывается как «выразительное говорящее бытие». А.А.Мелик-Пашаев называет эту характеристику эстетическим отношением к действительности (ЭО).

Для ярко выраженного проявления ЭО характерно, прежде всего, осознанное переживание своего единства с миром, когда внешний мир, на котором сосредоточено внимание человека, не противостоит ему как нечто отчужденно – объективное, живущее по своим, безразличным к нему законам, а открывает свою внутреннюю жизнь, к которой человек чувствует себя глубочайшим образом причастным.

Сильное яркое переживание порождает в сознании художника замысел, идею, которая, благодаря художественному воображению воплощается во внутренний творческий продукт – художественный образ. Совокупность художественных образов материализуются в виде художественного произведения через выразительные средства того или иного вида искусств. Художественное произведение как внешний продукт становится достоянием мира.

Таким образом, творчество является способом выразить переживание, которое получил художник в общении с внешним миром, то есть, творчество становится необходимым условием для удовлетворения потребности сообщаться с миром, воздействовать на него.

Но ребенок не осознает себя как художник, более того он не отделяет себя от мира, ему важно, заявить о себе, важно чтобы мир на него смотрел. Возможность “быть в центре внимания” в условиях сцены становится самодостаточной ведущей потребностью для ребенка. Чтобы сделать такое “бытие” оправданным с точки зрения искусства, педагог прилагает все усилия для развития специальных актерских способностей, таких как речевая и пластическая выразительность, навыки сценического действия.

Однако, ставя перед собой целью художественное воспитание ребенка, то есть воспитание Художника, мы подразумеваем, что педагогические усилия должны быть направлены на формирование и развитие прежде всего эстетического отношения к действительности, а значит потребностей иного качества. Говоря словами К.С. Станиславского, необходимо научить ребенка «любить искусство в себе, а не себя в искусстве».

Данные диагностики позволяют создать психологический портрет каждого ребенка, отследить изменения качества доминирующего отношения к миру, определить уровень развития его художественного восприятия, воображения и мышления. А также выработать определенную педагогическую стратегию, цель которой заключается в органичном формировании у детей потребности творческого самовыражения и самоотдачи во благо других людей, что соответствует цели формирования эстетического отношения к миру.

Таким образом, образовательный процесс в театре осуществляется с обязательным психологическим сопровождением, которое не только позволяет своевременно выявить особенности развития каждого ребенка и оказать поддержку для наиболее полной реализации его творческих способностей, но и служит методом определения эффективности воспитательного и образовательного процесса. Диагностическая деятельность в детском театральном коллективе носит опытно-экспериментальный характер и поэтому подвержена изменениям и корректировке в зависимости от реальных условий, таких как индивидуальные особенности конкретного ребенка, педагогических задач и другое.

Возрастной состав и наполняемость групп.

«Детский театр осуществляет набор детей в группу первого года обучения в возрасте 9-11 лет. Дети этого возраста с одной стороны сохранили способность верить в условность театральной игры, с другой стороны у них активно развивается критичное отношение к окружающему миру, что позволяет формировать у них аналитическое мышление и осознанную потребность в обучении. Таким образом, возрастной состав групп предстает следующим образом:

  1. год обучения: дети 9-11 лет;

  2. год обучения: дети 10-12 лет;

  3. год обучения: дети 11-13 лет;

Специфика театрального творчества не требует большого количества детей, и оптимальной численностью будет группа от 10 до 15 человек.
Логика построения программы.

Данная программа делит образовательно-воспитательный процесс на 3 этапа, которые отличаются друг от друга основными целевыми установками и способами и критериями отслеживания результатов.

1 этап Развитие. Приоритетным направлением в работе с детьми на этом этапе является развитие психических процессов (внимания, воображения, мышления), личностных параметров (воли, собранности, деятельно-групповой идентификации, эмпатии), а также формирование навыков активного творческого поведения в условиях сцены. Результаты оцениваются по сравнительным данным психологической диагностики, отзывам родителей, наблюдениям педагога за детьми в конкретной творческой деятельности.

2 этап Обучение. Ориентация на выработку у детей специфических актерских навыков: речевых, пластических, мыслительных, креативных. Результаты оцениваются по критериям овладения этими навыками.

3 этап. Реализация. Активная исполнительская деятельность перед зрительской аудиторией, воплощение накопленного опыта в конкретной творческой работе. Результаты оцениваются по критериям театрального искусства.

Следует отметить, что этапы могут не совпадать с годами обучения. Это зависит от творческих и психологических особенностей группы, которые могут ускорять образовательный процесс или тормозить его, но в любом случае логика остается прежней.

Обычно этап «Развитие» осуществляется на первом году обучения и переплетаясь с этапом «Обучение» переходит на второй год. Учебный план третьего года полностью ориентирован на обучение, а на четвертом и последующих годах исполнительская деятельность, работа над определенным литературным материалом, появление новых ребят, как правило, мальчиков, заставляет решать насущные педагогические и творческие задачи, что приводит к сочетанию всех предыдущих этапов.
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconПояснительная записка Основная образовательная программа структурного...
I. Информационно-аналитические данные об общеобразовательном учреждении
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconОбразовательная программа муниципального автономного дошкольного...
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №196» является звеном муниципальной системы образования города Барнаула и функционирует...
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconПояснительная записка Образовательная программа
Образовательная программа это нормативный документ, оп­ределяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, органи­зации...
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconПрограмма отдельных учебных предметов, курсов (приложение). Пояснительная...
Программа отдельных учебных предметов, курсов (приложение) пояснительная записка
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconПояснительная записка к учебному плану мбдоу «Детский сад №10»
Пояснительная записка к учебному плану мбдоу «Детский сад №10» с. Коровий Ручей на 2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Моу «Шипицынская сош» (муниципальное общеобразовательное учреждение «Шипицынская средняя общеобразовательная школа»)
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconОсновная образовательная программа пояснительная записка основная...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
Пояснительная записка Образовательная программа «Детский театр» iconОбразовательная программа «Основы предпринимательства» Пояснительная записка
Образовательная программа «Основы предпринимательства» для учащихся 9 класса создана на основе Примерной программы основного общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница