Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности




НазваниеИгры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности
страница1/6
Дата публикации26.04.2013
Размер0,79 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6
Назад

Игры для профориентационной работы
Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности.
а) игры на общее ознакомление с миром профессий
Игра "Ассоциации".

Данная игра является профориентационным вариантом одноименной игры, с успехом используемой в психокоррекционной работе. Она предназначена для выявления и коррекции у школьников представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к ним. Игра рассчитана на работу с классом и может быть с успехом проведена в 6-9 и более старших классах.

Из класса выбираются 3 человека, которые с помощью ассоциативных вопросов должны будут отгадать загаданную остальными учащимися профессию. Опыт показывает, что не все сразу понимают суть ассоциативного вопроса, поэтому целесообразно сначала разобрать один пример (назвать профессию и показать, какого она скорее всего может быть "цвета", с каким "рок-ансамблем" или "временем года" ассоциируется).

Отгадывающие выходят в коридор и придумывают по два ассоциативных вопроса (запрещается спрашивать о предмете, yсловиях, средствах труда, т.е. задавать "правильные" вопросы - для этого существует другая игра - "Угадай профессию"). Класс в это время быстро загадывает одну (любую из интересующих самих школьников) профессию.

Далее входят отгадывающие и задают свои вопросы, каждый раз обращаясь к конкретным учащимся. Ведущий кратко фиксирует 6 вопросов и 6 ответов, после чего команда отгадывающих должна за 30 секунд предложить 3 варианта отгадок. Если хотя бы один вариант будет правильным, считается, что команда отгадывающих выиграла.

В ходе обсуждения выясняется, насколько удачны были ответы ("не сбивали ли они с толку отгадывающих"), при этом те, кто отвечал на конкретные вопросы, обосновывают свои ответы. Ведущий также может участвовать в обсуждении, осторожно внося коррективы в представления школьников о рассматриваемой профессии.

Обычно за урок удается разобрать 3-5 профессий, а поскольку в роли отгадывающих поочередно оказываются многие учащиеся классов, то обычно мало кому бывает скучно. Как правило, дети отгадывают профессии больше чем в половине случаев, в то время как взрослые (психологи и педагоги на курсах переподготовки при демонстрации им игрового метода) делают это гораздо хуже школьников. Работа с подростками предполагает учет их более эмоционального, образного восприятия и в ряде случаев занятие, проведенное на эмоционально более близком им языке, может оказаться эффективнее, чем правильная, строго обоснованная, но неинтересная лекция. Примечательно, что в различных исследованиях с использованием психо - семантических методов показана взаимосвязь профессиональных стереотипов (образов профессий) и отношение к ним у различных групп населения.
Игра "Цепочка профессий".

Используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число участников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим “цепочку профессий”. Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. (см. игру “Угадай профессию (вариант 2)”, где представлена схема анализа профессий)”.

2. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Например, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург - повар — мясник — слесарь (тоже рубит, но металл) — автослесарь — таксист - сатирик эстрадный (тоже “зубы заговаривает”) — артист драмтеатра — артист балета и т.д.).

Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, так как она может наскучить игрокам. Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? — Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?...). Если школьники указывают на подобные, или да же на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество – это один из показателей того, что игра получается.

б) игры, формирующие умение различать образы профессий и соотносить конкретного человека (в том числе и себя) с профессией.
Игровое упражнение "Кто есть кто?"

Его смысл – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге (следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В. Н. Шубкин и др. ), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно).

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведeния ее в классе. В игре могут участвовать от 6-8 до 12-15 человек. Время на первое проигрывание — 5-7 минут. Процедура игрового упражнения следующая:

1. Инструкция: “Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)”.

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6-8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой — на одного человека, другой — на другого). Для большего количества участников лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно, рядом друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.
Игра "Человек – профессия" (по типу "Ассоциации").

Цель игры - на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания- от 7-10 до 15 минут.

Процедура предполагает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: "Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. какую профессию больше всего напоминает общий облик человека? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?...".

2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо(!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть, во время игры в круге.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?". Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций,

отгадывающий думает немного и начинает называть тех, кто по его мнению, в набольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (6-8 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пойти на второй круг.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Игра "Автопортрет".

Цель игры - в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге (число участников от 7-10 до 15 человек). Время - от 20 до 40 минут. Процедура методики следующая:

1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

2. Задание: "Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать листок не надо. Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека особенно ребенка или подростка - гениален (так говорят великие художники... ). Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить...

3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.

4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

5. Новое задание: "Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться".

6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету. Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.

Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Следующий этический момент связан с тем, что иногда игроки (особенно подростки) из озорства могут выписывать на обратной стороне листочков неприличные виды труда (например, проститутка, старший помощник младшего дворника и т.п.). Ведущему надо быть внимательнее при зачитывании профессии, а неприличные записи просто оставлять без внимания, как будто ничего и не было. А тот, кто сделал "ради хохмы" дурацкую запись сам почувствует себя "дурачком", поскольку его "творческую находку" даже не заметят...

Наконец, еще один совет. Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. Психологу это даст дополнительный козырь в установлении со школьниками доверительных отношений, а школьников сохранит от риска быть первыми при очень даже веселом подведении итогов.

Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок - это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями - это еще один шаг к пониманию образа профессионала... Как отмечают многие участники, игра все-таки заставила их о чем-то задуматься.
в) игры, знакомящие подростков со схемой анализа профессий.
Игра Угадай профессию".

В отличие от игры "Ассоциации",в данном случае предполагается коррекция представлений оптантов о профессиях на основе знакомства с более строгой профессиографической схемой, что несколько снижает эмоционально-активизирующие возможности игры, но приобщает школьников к научному анализу различных видов труда. Игра рассчитана на учащихся 8-9 классов и может быть проведена в течение урока.

Перед игрой учащиеся знакомятся с расширенной схемой анализа профессий. Основанная на известной "формуле профессии", предполагающей анализ по предмету, целям, средствам и условиям труда, расширенная схема позволяет анализировать профессии дополнительно по организации труда, преимущественному типу общения, подвижности, требуемому минимальному образованию, особенностям и потребностям в данной профессии (схема приведена в описании следующей игры - “Угадай профессию (вариант 2)”).

Расширенная схема кратко выписывается на доске. После совместного разбора 1-2 профессий схема перестает казаться громоздкой и легко усваивается.

Как и в предыдущей игре, трое отгадывающих выходят из класса, который быстро загадывает профессию, после чего отгадывающие приглашаются. Каждый учащийся в классе на листочке в течение 4-5 минут анализирует по схеме загаданную профессию, а каждый отгадывающий, наблюдая за классом, намечает по одному человеку, которого он должен будет вызвать к доске(вызвать могут любого и определяют это сами отгадывающие!). Выбранные три человека из класса на свободной части доски, в течение 3 минут выписывают свои варианты проанализированной профессии по всей схеме.

Отгадывающим дается 1 минута на размышление, после чего каждый из них предлагает по одному варианту отгадки. Если хотя бы один окажется правильным - выигрыш.

При обсуждении правильности выписанных на доске вариантов анализа загаданной профессии можно ввести правило - если общее количество ошибок у представителей класса будет больше 10, то даже если отгадывающие не сумеют правильно отгадать профессию, проигравшими они считаться не будут, в то время как класс автоматически проигрывает. Такое правило повышает ответственность вызванных к доске представителей класса. Участвуя в обсуждении, психолог корректирует ошибочные представления школьников (если это необходимо). Обычно за урок удается разобрать две профессии.

При наличии времени (большем, чем 45 минут) возможно развитие игры. Учащимся можно предложить сыграть в нее парами. Сначала все загадывают какую-либо профессию, выписывают ее на обратной стороне листочка (незаметно для соседа-напарника), а на лицевой стороне анализируют ее по расширенной формуле. Далее, в каждой паре школьники обмениваются листочками и, не подглядывая ответы, пытаются "расшифровать" загаданные профессии, после чего обсуждают свои отгадки. Все это можно провести за 10 –15 минут.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности icon2. М. Традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные...
Развитие движений. Подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и др в физкультурном зале
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности iconИгры забавы для работы со старшими дошкольниками
...
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности icon2. Основные мероприятия (направления) профориентационной деятельности
Основными целями профориентационной работы в Вурнарском сельскохозяйственном техникуме являются
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности iconПроисхождение и социально-педагогическое значение игры
Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет....
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности iconИзложение цели игры на доступном для участников игры языке, постановка задания перед участниками
Сюжетно-ролевая игра представляет собой особый вид воспитательного мероприятия. В педагогической литературе существует большое количество...
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности iconСценарий интеллектуальной игры для старшеклассников. Цель игры: неформальный...
Ход игры: интеллектуальная игра проводится с учащимися 8,10,11 классов в форме нескольких конкурсов. Соревнуются две команды по пять...
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности iconПедсовет «Организация сюжетно-ролевой игры: новые подходы»
Мдоу для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической...
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности iconКомплексная программа развивающих игр Групповые игры и упражнения...
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности icon«Великий полководец А. В. Суворов». Кондратенко Т. Ю., воспитатель Цель игры
Цель игры: Способствовать развитию у воспитанников интереса к истории, расширения диапазона знаний о личности и деятельности великого...
Игры для профориентационной работы Игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности iconМетодические рекомендации «Организация профориентационной работы в образовательном учреждении»
Методические рекомендации предназначены для повышения эффективности профориентации и сформированы в результате изученного опыта работы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница